Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 16.04.2024, 14:32
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОНСТРУИРУЕМ СКАЗКУ

Олег СКОТНИКОВ, победитель конкурса «Воспитатель года России – 2013», воспитатель, МАДОУ «Страна чудес», СП детский сад № 37 «Лесная сказка», г. Новоуральск.

Конструирование – вид деятельности, в котором у ребенка строится образ мира. Малыш сложил простейшую конструкцию из кубиков, в устойчивости которой нашли свое выражение элементарные механические закономерности, ставшие для него практическим знанием. Его он применит еще не раз в своей жизни – к другим  вещам, которые на кубики совсем не похожи. Геометрические формы и их трансформации становятся понятнее в составе художественной конструкции из бумаги, выполненной руками ребенка. Кстати, конструирование заставляет «мыслить» и сами эти руки, и глаза. И не только мыслить… Интересные подтверждения этому – в опыте Олега Скотникова, победителя конкурса «Воспитателя года России – 2013» (интервью с ним опубликовано в «Обруче» № 1 за 2014 г.)

Конструирование в детском саду с детьми старшей группы я начинаю с практических заданий с палочками. Набор состоит из 20 палочек, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целый предмет из отрезков и переводить практические, внешние действия во внутренний план. После того как задание выполнено, необходимо вместе с ребенком определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы. После этого ребенок работает с плоским треугольным конструктором, который я назвал «Сказочные треугольники».

Конструктор «Сказочные треугольники»

Набор состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см, так как показано на рисунке.

На первом этапе ребенок учится проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его стороны, одна из которых длинная, а две другие – короткие и одинаковые по длине. Сначала дошкольник пробует расположить на столе свой треугольник в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8.

На втором этапе ребенок получает еще один треугольник и пробует составить из имеющихся у него новые геометрические фигуры, такие, как квадрат, треугольник и четырехугольник.  При этом необходимо спрашивать, как он получил ту или иную фигуру, какими сторонами нужно соединить треугольники, чтобы получился квадрат, треугольник или четырехугольник. (То есть необходима вербализация практических действий.)

На третьем этапе ребенок получает еще два треугольника. В этом случае педагог может давать подсказки, например «Постройте из четырех треугольников прямоугольник, но не забывайте, что любой прямоугольник можно сложить из двух квадратов, а как делать квадраты из треугольников, вы уже знаете», или: «Вы знаете, что квадрат можно сложить из двух треугольников. Построив два больших треугольника из маленьких, вы можете сложить их в квадрат». Такие же подсказки могут делать сами дети, которые самостоятельно выполнили задание. Кроме того, результат можно показать на магнитной доске, используя четыре больших треугольника.

На четвертом этапе используются 2 больших треугольника и 4 средних. Дети составляют разные геометрические фигуры по образцам. Некоторые способы дети придумали сами.

На пятом этапе понадобятся 8 маленьких треугольников. Задания усложняются – образцы постепенно становятся полурасчлененными.

На шестом этапепонадобятся 2 больших треугольника, 4 средних, 8 маленьких (весь набор). На этом этапе я попытался сделать некий синтез конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора.

Сказка «Заюшкина избушка»

Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит по-старому.

Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки-то и выгнала. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака.



— О чем, зайчик, плачешь?



— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться да и выгнала меня.



— Не плачь, зайчик, говорит собака, — я ее выгоню.

Подошли они к избушке.



— Ав-ав-ав! Поди, лиса, вон!



А лиса им с печи:



— Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!



Собака испугалась и убежала.

Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.



— О чем, зайчик, плачешь?



— Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла – она попросилась ко мне погреться, да меня и выгнала.



— Не плачь, зайчик, говорит медведь, — я ее выгоню.



— Нет, медведь, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, и ты не выгонишь.



— Нет выгоню!

Пошли к избушке. Медведь как заревет:



— Поди, лиса, вон!



А она ему с печи:



— Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!



Медведь испугался и ушел.

Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок, золотой гребешок, и косу на плече несет.



Увидал зайчика и спрашивает:



— Что ты, зайка, плачешь?



Рассказал ему зайчик про свою беду.



— Пойдем, я ее выгоню, — говорит петушок.



— Нет, не выгонишь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал.



— А я выгоню, пойдем!

Подошли к избушке. Петух и запел:



— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!



А лиса испугалась и говорит:



— Одеваюсь…



— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Поди, лиса, вон!



А она говорит:



— Шубу надеваю…



Петух в третий раз как закричит:



— Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!



Она и выскочила из избушки, в лес убежала.



И стали зайка и петушок жить-поживать в лубяной избушке.

По мотивам сказки «Гуси-лебеди»

Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.





Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, а ты братца береги. Со двора никуда не уходи.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, да и заигралась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь, – нету братца! Выбежала она в чисто поле и только видела, как гуси-лебеди уносят братца за темные леса.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, видит – печь стоит.



— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?



Печка ей в ответ:



— Почини мою трубу – скажу.



Поможем девочке починить трубу?

Показала печка, куда лебеди полетели. Девочка дальше побежала. Видит – яблоня стоит. Яблоки на яблоне спелые. Тяжело яблоньке столько яблок держать – вот-вот ветки поломаются.



— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?



— Сними с меня яблоки – скажу.



Девочки все яблоки сорвала с яблони. Стоит яблоня без единого яблочка – нарадоваться не может.

А вы сможете яблоню без яблок собрать?

Показала яблоня, куда гуси-лебеди полетели. Девочка дальше побежала. На пути у девочки – река-глубока, круты берега.



— Речка, речка, куда гуси-лебеди полетели?



— Я бы тебе сказала, — говорит речка, да что толку. Мост через меня сломался. Вот если бы ты его починила…



Поможем девочке мост починить?

Девочка перешла речку через мост и побежала дальше. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках.

 

Девочка обошла избушку, видит, а на крылечке братец сидит, серебряными яблочками играет. Девочка взяла братца и побежала. Гуси-лебеди — в погоню. По дороге домой речка спрятала их под мостом, яблоня – прикрыла ветвями, а печка за дверцей.



Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели обратно. А девочка с братцем прибежали домой, а тут и отец с матерью пришли. 

            Плоский геометрический конструктор «Пифагор-2»

Квадрат размером 10х10 см разрезается, так как показано на рисунке, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник. Перед тем как работать с образцами, ребята выполняют  несколько заданий с определенными фигурами.

Задание 1

Возьмите 2 больших треугольника и квадрат. Сделайте: прямоугольник, треугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 2

Возьмите 2 маленьких треугольника и средний. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Задание 3

Возьмите 2 маленьких треугольника, средний и большой треугольник. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция.

Далее дети строят разные образы, постепенно переходя кнерасчлененным образцам.

 
Конструктор «Треграм»

Этот конструктор я назвал по аналогии с конструктором «Танграм» и изготовил из разрезанного на части равностороннего треугольника. Игровые задания – на заполнение и составление плоскостных изображений из наборов геометрических фигур. Равносторонний треугольник из картона (длина стороны 20 см, каждая из которых поделена на 5 равных частей по 4 см) разрезается на 10 фигур, как показано на рисунке. В итоге получается 4 маленьких треугольника, 2 ромба, трапеция, параллелограмм, большой треугольник и шестиугольник. Вся работа также строится поэтапно.

На первом этапе дети знакомятся со всеми частями конструктора, составляя их из треугольников и других маленьких фигур:

1. Присоединив друг к другу два треугольника, дети получают ромб.



2. Присоединив к ромбу еще один треугольник, дети получают трапецию, которую можно сделать и с помощью трех треугольников.



3. Присоединив к трапеции еще один треугольник, дети получают параллелограмм. Эту же фигуру можно составить и из других маленьких фигур.



4. Дети накладывают маленькие фигуры на большие и делают выводы, из каких фигур их можно сложить.

На втором этапе дети заполняют внутреннее пространство фигур-силуэтов на листах, используя все части конструктора.

На третьем этапе дети составляют плоскостные изображения по расчлененным образцам с постепенным переходом к частично расчлененным.

На четвертом этапе дошкольники моделируют изображения по собственному замыслу.
Играть с прищепками можно очень увлекательно. 

Прищепки при этом будут отличным материалом для вашей сказки. Выберите любой сюжет и обыграйте его. Вот вариант нашей развивающей сказки: 

Вырежьте из картона различные заготовки: квадрат, треугольник, круг, овал, возьмите прищепки разного цвета. Придумываем сюжет:

- Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел перед собой? Травку.

Берем полоску картона и прикрепляем к ней зеленые прищепки.

- Какая у нас травка? Пушистая, мягкая, а кончики остренькие (предложите потрогать прищепки). Какого цвета? Зеленого.

- Подняв голову вверх, мы увидели солнышко. Оно какое? Яркое, желтое, теплое.

Прикрепляем к желтому кругу «лучики».

- Справа от солнышка плыло белое облачко. Мы поли гулять во двор. А во дворе у нас росла репка большая-пребольшая.

Прикрепляем к репке ботву.

- Пора нам вытягивать репку. Тянем – никак не вытянем. Кого позовем на помощь? Собачку, кошку, ежика.

Собачке и кошечке можно прикрепить лапки или хвост, ежику колючки. Считаем, сколько животных у нас тянут репку. Кто первым тянет, кто последним. Вытянули репку.

- Помыли репку и решили ее съесть. Только как нам правильно ее разделить?

Считаем, сколько у нас животных, делим круг на 4 части, говорим о том, что каждый получит одинаковое количество – одну четвертую.

- Идут наши друзья дальше – над цветами порхают бабочки (на овал крепим «крылышки»). Сколько же цветов на нашей полянке? Три. А сколько бабочек? Всем ли бабочкам хватит цветочков? Сажаем каждую на цветок.

Давай посмотрим, есть ли у нас одинаковые бабочки (делаем две бабочки с красными крылышками, а третью с желтыми).

- Вот на небе появилась тучка. Где она: справа или слева от солнышка? Правильно, справа.

Крепим к синему овалу «капли» дождя.

- Что же делать нашим друзьям? Им нужно спрятаться от дождя. Вот впереди две елочки: большая и маленькая. Бабочки сядут на маленькую елочку (предложите ребенку самому посадить их), животные спрячутся под большой.
Каждый раз четко проговаривайте предлоги: на, под, возле и т.д.

- Дождик закончился (убираем тучку). Наши бабочки опять вылетели полетать.

Разложите бабочек на полу или листе бумаги. Спросите ребенка: какая из них выше всех летит, какая ниже всех.

- Тут на полянку выбежали зайчики. Почему же они грустные? Они не могут поделить морковки (прикрепляем «ботву» к оранжевым треугольникам).

Делим морковки.

- Зайчики решили поводить хоровод и бабочками. Давай их расставим.

Чередуем зачик-бабочка-зайчик-бабочка.

Вариантов игры может быть множество. Фантазируйте. Играя, считайте прищепки, предлагайте ребенку закончить «картину». Например, прикрепите бабочки крылышки с одной стороны (вверху красную, внизу синюю), предложите малышу помочь бабочке одеть крылышки.
 
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright uCoz © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz