Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 23.11.2017, 17:53
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

От учителя логопеда

  СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

Вашему ребёнку пять лет, а он делает ошибки в своей речи?

В норме к пяти годам ребёнок должен различать все звуки родного языка и правильно их произносить. Его активный словарь к этому времени составляет 3-4 тыс. слов.

Если же:

Ребёнок неохотно повторяет за Вами слова и предложения, которые он слышит.

Ребёнку безразлично, понимает ли его кто-то. На замечание «Скажи ещё раз лучше» не реагирует.

Речь ребёнка значительно отстаёт от уровня развития речи его сверстников.




 

Вы должны обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Логопед устранит такие дефекты и поможет Вам закрепить правильные образцы речи Вашего ребёнка. Однако не следует умалять при этом роль родителей в развитии речи своего малыша. Для этого Вам потребуется желание и знание элементарных принципов любого обучения:




 

Ребёнок должен учиться играя.

Обучающий только тогда научит обучаемого, когда сам в достаточной мере владеет материалом.

В сотворчестве со своим ребёнком Вы добьётесь наибольших результатов.

Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, разовьёт его интерес и восприимчивость.

Последовательность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчивость!) и методичность (но не скука) занятия сделают Ваши усилия плодотворными.




 

Поправляя ребёнка, показывайте, как нужно произносить звуки. И не забывайте замечания делать спокойным, дружелюбным тоном.

Желаем Вам успехов!

Советы учителя-логопеда

Очень часто родителей волнуют вопросы: сколько времени займёт работа по коррекции звукопроизношения у ребёнка, от чего зависит темп и эффективность работы по исправлению звуков, как правильно организовать домашние занятия ребенка и родителя. Ответы на эти вопросы Вы найдете в данной статье...

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят отряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям. Также эффективность коррекционной работы зависит от уровня развития произвольного внимания, восприятия, памяти, мыслительных операций. В случаях аномалий органов, участвующих в артикуляции (язык, нёбо, зубы, челюсть), также требуется время для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков;

2. Регулярности посещения занятий ребенком. Логопед старается организовать занятия в форме игр, но они все равно несут обучающий характер, то есть на них ребенок получает определенные знания, умения и навыки, которые требуют закрепления и развития на последующих занятиях. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения - это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;  

4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза:

-Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Считается наиболее «легким» диагнозом, поддающимся исправлению в довольно короткие сроки при соблюдении условий, указанных в пунктах 2. и 3. Но и здесь существуют свои нюансы, поскольку дислалия может быть простой (нарушена одна группа звуков, например, шипящие) и сложной (нарушены несколько групп звуков, например, свистящие и шипящие). Для исправления сложной дислалий потребуется больше времени. Дислалия может также быть органической (механической), при которой наблюдаются отклонения в строении языка (укороченная подъязычная связка, слишком маленький или большой язык), нёба, челюстей, зубов. В некоторых случаях механических дислалий необходима консультация (а в ряде случаев и лечение) хирурга и ортодонта. Влияние логопеда в этих случаях также длительно, так как выполняются специальные подготовительные упражнения, которые требуют времени.

- Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение звукопроизношения вследствие дефектов восприятия речевых звуков (фонем). Проявляется в заменах звуков, смешениях их и пропусках. Коррекционная работа с детьми, имеющими данный диагноз, проводится по развитию фонематического восприятия и исправлению произношения и более длительна.

-Дизартрия - нарушения произношения, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата в результате поражения центральной и периферической нервной систем. Наблюдается у детей, перенесших асфиксию или родовую травму или имеющих в анамнезе влияние других неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития или в период родов. Дизартрия - одно из самых распространенных речевых нарушений в настоящее время. Часто выражается в межзубном произношении звуков, «хлюпающих» (боковых) звуках и нарушениях звуков раннего происхождения (М, П, Б, Т, Д, К, Г, X и др.). Практика показывает, что работа с такими детьми занимает больше времени и требует больше усилий от логопеда и родителей. Речь ребенка должна подвергаться постоянному контролю.    

Вопрос:Моему ребёнку уже 2 года. Как определить, есть ли у нас проблемы с речевым развитием? Каковы нормы речевого развития в этом возрасте?



 

Ответ: ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учиться говорить – овладевать умением выговаривать определённые звукосочетания, произнося которые. Пытается выражать свои желания, ощущения и потребности. По мере того, как возрастает произносительная способность малыша, увеличивается его умение понимать речь окружающих. И именно два этих, связанных между собой умения – говорить и понимать речь – способствуют тому, что через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы, ребёнок овладевает последовательностью ясно и чётко выражать свои мысли.

Однако порой, даже умственно и психически здоровые дети испытывают трудности в овладении речью. Таким детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи, причём оказывать её следует незамедлительно, не дожидаясь 5-6 лет, а как только вы заметили, что речь вашего ребёнка развита не так хорошо, как речь его сверстников.

Ребёнок растёт в социуме и у мам есть возможность сравнить речь своего ребёнка с речью других детей, но всё же приведём критерии нормы речевого развития ребёнка возраста 2 – 2лет 6 месяцев.

В начале третьего года жизни ребёнок:


овладевает фразой из двух-трех слов
говорит короткие предложения
говорит о себе в «я – форме»
использует и понимает слова «один – много»
говорит слова «мне», «ты», «тебе».
Понимает значение 100-300 слов
Произношение слов пока нечёткое
В речи отсутствуют многие звуки


Если вы заметили у вашего ребёнка нарушения или отставания в овладении речью:

Ребёнок вообще не говорит или его речь значительно отстаёт о речи сверстников
Ребёнок не понимает обращённую речь и не выполняет простые просьбы
У ребёнка возникают трудности с восприятием речи, если он не видит губ говорящего или стоит к нему спиной,


То вам необходимо обратиться к врачам специалистам. Которые могли бы установить причину данных нарушений:

Врач – сурдолог: после проведения исследования он может указать, не являются ли нарушения речи вашего ребёнка следствием дефекта слуха.

Врач-невропатолог: он выявит заболевания ЦНС, влияющие на формирование речи ребёнка.

Логопед: на основании заключения сурдолога и невропатолога он способен решить вопрос о характере нарушения речи ребёнка.

Логопедическое воздействие осуществляется поэтапно:

I. Подготовительный этап. Задачами данного этапа являются:

•   развитие умения узнавать и отличать нарушенный звук на слух;

•    формирование артикуляторной базы (достаточной подвижности языка, губ), необходимой для правильного произношения того или иного звука или группы звуков. На данном этапе выполняется артикуляционная гимнастика. Логопед покажет упражнения, которые нужны именно Вашему ребенку. Гимнастику необходимо выполнять каждый день перед зеркалом.

ІІ. Этап постановки звука. Поставить правильный изолированный звук должен логопед с помощью подражания и механического воздействия. Например, зачастую вызвать правильный звук Р достаточно трудно. Практика показывает, что вызвать этот звук при помощи подражания удается редко. Обычно постановке звука Р предшествует долгая работа по подготовке артикуляционного аппарата, выработке нужных движений языка. Поэтому маме и ребенку надо запастись терпением.  

III. Этап автоматизации (закрепления) звука. Исправлением отдельно взятого звука логопедическая работа не может ограничиться. Необходим продолжительный этап включения вызванного звука в самостоятельную речь ребенка, причем в строго определенной последовательности: сначала в слогах, затем в словах, предложениях и в связных высказываниях. На этапе автоматизации (включения в речь) звука занятия родителей с детьми по заданию логопеда необходимы. Их следует проводить ежедневно или через день около 15 мин.  

VI. Этап дифференциации. Иногда оказывается, что в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук. И если он не смешивает его с другим звуком (зачастую с тем, на который заменял его до начала коррекционной работы), то нет необходимости в последующей работе над ним. В логопедической практике часто встречаются случаи, когда требуется дальнейшее продолжение работы над звуком по его разграничению с другими звуками, то есть дифференциации.

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми по коррекции звуков.

1. Подготовьте ребенка психологически к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.

2. Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.

3. Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.

4.Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.

5. Не торопите ребёнка во время выполнения задания.

6. Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук ("нажимал" на этот звук) в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.

7. Если у ребёнка что-то не получается, не кричите на него, не настаивайте на выполнении, а договоритесь о том, когда он попытается выполнить задание ещё раз.

8. Каждому ребёнку необходимо разное время для овладения правильным произношением. Не сравнивайте успехи Вашего ребёнка с результатами других детей. Здесь необходим индивидуальный подход.  

9. Не забывайте улыбаться и хвалить малыша за любое, даже самое маленькое достижение, усилие, старание.

Приемы, помогающие запоминанию.
1. Если ребенок затрудняется запомнить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему, потом вспомнить эти слова.
То же самое можно сделать и при запоминании фраз. Ребенок сам выбирает, что и как он будет рисовать. Главное, чтобы это помогло ему, потом вспомнить прочитанное.

Например, называете семь фраз:
Мальчику холодно Девочка плачет.
Папа сердится.
Бабушка отдыхает.
Мама читает.
Дети гуляют.
Пора спать.

К каждой фразе ребенок делает рисунок (схему). После этого предложите ему точно воспроизвести все фразы. Если возникают трудности, помогите подсказкой.
На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, помогают ли ему рисунки. Если он вспоминает 6-7 фраз - очень хорошо.

2. Пересказ. Если ребенок не может пересказать текст, прочитайте ему рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали.
Задайте ему вопрос: "О чем этот рассказ?" Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку, или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории (в чем сходство и различие). Отвечая на ваши вопросы, ребенок мыслит, обобщает, сравнивает, выражает свои мысли в речи, проявляет активность.
Такая беседа значительно активизирует память и мышление ребенка. Попросите ребенка снова сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько он стал точным и осмысленным.


Рекомендации учителя-логопеда
родителям будущих первоклассников.


Учебный год в детских садах постепенно движется к завершению. И
родители будущих первоклассников и первоклассниц начинают активную
подготовку к такому важному периоду жизни своих детей, как школа.
Готов ли ваш ребенок к школьному обучению? С каким настроением
он впервые перешагнет порог школы? С каким запасом знаний он вступит на
тропу учения? Готов ли к овладению письмом и чтением?
Давайте попробуем разобраться с этими вопросами вместе.
Сегодня (2014 г.) около 40% (!) учеников начальных классов имеют
специфические (дисграфические) ошибки на письме.
Овладение письмом – это сложный и длительный процесс. Мы,
взрослые, уже и не помним, сколько усилий и старания тратили на освоение
прописных букв, учились писать, сливать буквы в слоги. Все это предстоит
будущим ученикам. И чтобы учение проходило без особых проблем,
требуется сформированность следующих компонентов.
1. Звукопроизношение.
К 6 годам все звуки ребенок должен произносить нормировано, т.е.
правильно. Родителям необходимо позаботиться об этом в дошкольном
периоде, не оставлять проблему нарушенного звукопроизношения без
внимания. Помните, чем младше ребенок, тем проще «поставить» звуки и
ввести их в спонтанную речь.
2. Фонематическое восприятие.
Проще говоря, различение похожих звуков на слух. Например, [п] - [б],
[ш] - [ж], [с] - [з] и др. В нашем языке звуки имеют смыслоразличительную
функцию, слова КОЗА и КОСА различаются только первым звуком. Ребенок,
не различающий оттенки звуков на слух, будет смешивать буквы,
обозначающие эти звуки на письме.
Вот несколько простых упражнений для тренировки фонематического
восприятия.
Повторение цепочек слогов.
Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).
Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш,
ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-
шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках.
Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога:
са-ша, ша-са,
са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.Примеры слоговых цепочек:
Са-за-за, за-за-са, са-за-са, за-са-за
Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша
Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла
Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща
За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа
(Аналогично с другими парами звуков)
Отхлопать слоги со звуком «Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-
бо-по). Так же со звуками, например, с-з, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.
Назвать слово со звуком «Б»: утка – бант – кит; «П»: банка – палка – белка. Т.е.
дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.
Игра «Кто внимательнее».
Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок).
Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук
встречается во всех названных словах.
Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук
«З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно,
выделяя его голосом, насколько это возможно.
3. Языковой анализ и синтез.
Умение правильно определять количество слов в предложении, слогов
в слове, звуков в слове, безусловно, очень важно для овладения письменной
речью. При его нарушении школьник будет сливать слова на письме, менять
местами буквы и (или) слоги, пропускать буквы. На сегодняшний день это
самые распространенные и наиболее трудно поддающиеся коррекции
специфические ошибки среди учащихся начальных классов.
Чем же могут помочь родители, дабы предупредить появление таких
трудностей?
Вот некоторые полезные задания.
Прятки со звуками.
Взрослый называет разные слова и просит ребенка хлопнуть в ладоши, когда
тот услышит, например, звук [а]. (Внимание! Именно ЗВУК, а не букву, т.к.
слышим мы звуки, а не буквы).
Другой вариант. Взрослый называет слова и просит назвать ребенка, какой
по счету звук [а], например, в этом слове. Пример: «Скажи, пожалуйста,
какой по счету звук [а] в слове ЛУНА? - ЧЕТВЕРТЫЙ». Или: «Скажи,
пожалуйста, какой второй звук в слове ЛУНА? – [У]».
Можно попросить ребенка посчитать общее количество звуков в слове. При
этом надо помнить, что есть слова, например, ЯМА, в которых в начале мы
слышим два звука – [й] и [а]. Т.е, в слове ЯМА будет 4 звука. Рекомендую
избегать таких слов. Используйте те, в звуковом составе которых уверены
сами.Подбор слов на заданный слог (или с данным слогом).
Задание на активизацию словаря и развитие навыка слогового анализа.
Очень нравится детям в форме соревнования (кто больше?). Более
сложный вариант задания: придумать слово на данный слог, в котором
уже определено число слогов. Например, за…(2) - замок, забор; ку…(3)
- кукушка, курица, купался.
Путаница.
Составление слова из слогов, предъявляемых на слух. Для этого
необходимо удержать в памяти слоги, поменяв их местами, например,
ки, ру (руки), вы, сли (сливы), неть, чер (чернеть). Игру можно
проводить с перекидыванием мяча. Другой вариант игры требует
удержания в памяти уже большего числа слогов и элементарных
навыков слогового анализа. Инструкция: послушайте стихи, выделяя
после
Корректурная правка.
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не
мелким) шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти (не больше) минут
работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные
буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше
согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по
одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна
зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы
должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как
показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т",
"п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае
ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.
Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого
текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую
букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.
Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна
скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении
заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.
Последний слог последнего слова каждой строчки (будет сделана пауза).
4. Лексико-грамматическая сторона речи.
Это словарный запас и умение изменять слова, сочетать их друг с
другом. Богатый запас слов позволяет хорошо понимать чужую речь,
читаемые тексты и в собственной речи использовать разнообразную лексику.
А умение правильно изменять и согласовывать слова делает речь грамотной
и красивой. И наоборот бедность словаря и аграмматизмы (неверные
грамматические формы) негативно отражаются как на понимании речи, так и
на использовании собственной (как устной, так и письменной).Прежде всего, речь взрослых, окружающих ребенка – это образец для
подражания. Дошкольник должен слышать грамотную речь: «звонИт», а не
«звОнит», «кладет», а не «ложит» и т.п. Уважаемые взрослые, обратите на
это свое внимание!
Больше читайте детям на ночь, больше разговаривайте с ними.
Рассказывайте об окружающем ребенка мире, расширяйте его кругозор.
Отвечайте на его вопросы доступным языком, обогащайте словарь.
Сейчас существует множество литературы для детей, с упражнениями
и играми, направленными на развитие грамматической стороны речи
(например, книги Парамоновой Л.Г.).
5. Связная речь.
Умение детей пользоваться в общении с окружающими правильной
речью, понятно выражать свои мысли – необходимое условие полноценного
развития личности ребёнка.
Г.Е. Акимова рекомендует такие простые игры для развития связной
речи детей.
Рассказы по картинкам
Хорошо, если вы сможете подобрать несколько картинок, связанных общим
сюжетом. Например, из детского журнала (вроде "Веселых картинок"). Сначала
смешайте эти картинки и предложите малышу восстановить порядок, чтобы
можно было по ним составить рассказ. Если ребенку трудно на первых порах,
задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных
картинок - возьмите просто открытку. Спросите ребенка, что на ней изображено,
что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.
Истории из жизни
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были
совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти
истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли
свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш толкался ножками у вас в
животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или
как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется
рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к
игре.
Мой репортаж
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов
семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве
иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку
возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы
понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него
оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте.
Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или
вымышленные - им воспроизводятся.
Семейное ток-шоу
Может быть, ребенку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного
ведущего? Приготовьте магнитофон или диктофон для записи, дайте
"журналисту" в руки микрофон - и можно начинать интервью с бабушкой или дедушкой, тетей или сестрой... До начала интервью подскажите ребенку, какие
вопросы можно задать. Например: "Какое у тебя любимое блюдо?.. А что ты
любил есть в детстве?.. Куда бы ты хотел поехать?" и т. д.
6. Другие высшие психические функции.
Речь тесно связана с другими психическими функциями – мышлением,
вниманием, памятью. К первому классу важно, чтобы все эти функции
достигли достаточного уровня развития. Тогда они станут той необходимой
базой для успешного овладения школьными науками.
Нельзя забывать и о пространственно-временных представлениях,
нужных для усвоения буквенных образов, математики.
Обратитесь к педагогам-психологам вашего ДОУ или к методической
литературе по данным вопросам.
Больше общайтесь со своими детьми, играйте с ними,
рассказывайте о мире, который его окружает. А при необходимости
обязательно обращайтесь за помощью к специалистам. Не упустите
драгоценное время! Удачи!

Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей

Copyright uCoz © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz