Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.12.2017, 08:10
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории раздела
Творческая мастерская [98]
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Творческая мастерская

Как избежать наказаний, предотвращая нежелательное поведение ребёнка?

Как быть родителям и педагогам, если ребенок демонстрирует нежелательное поведение, например, игнорирует требования взрослых, грубит или ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам или младшим? В таких случаях взрослые обычно считают лучшим выходом наказание, чтобы ребенок понял свою неправоту, «получил по заслугам», «прекратил так себя вести» и тому подобное. Так уж сложилось во всех «цивилизованных культурах», что наиболее распространенным способом прекращения нежелательного поведения детей стало наказание. Наказанием считают событие, которое происходит сразу после некоторого поведения и останавливает это поведение. Может быть наказание — эффективная методика изменения и исправления поведения детей, и нужно обучать ей всех специалистов, работающих с детьми? Ученые заинтересовались проблемой, провели целый ряд исследований и выяснили следующее.

84–97% родителей использовали физическое наказание в какой-то момент жизни ребенка.

Наказание получило «общественное разрешение»: если физическое наказание, отчасти, порицается обществом, то «слабое» наказание во имя дисциплины считается даже необходимым.

Наказанием можно остановить любое поведение, в том числе и нежелательное. Однако, чтобы оно «сработало» эффективно, то есть чтобы наказываемое поведение никогда больше не повторялось, нужно выполнить одновременно целый ряд условий. Вот они:

1. Поведение, однажды наказанное, всегда должно быть наказано. Иначе оно, наоборот, закрепится.

2. Наказание должно следовать сразу же за «неправильным» поведением, то есть не позднее, чем через 30–60 секунд после этого поведения.

3. Наказание не должно происходить в присутствии других людей (вызванный наказанием стыд практически наверняка приведет к агрессии — явной или скрытой).

4. Наказывающий должен позаботиться о том, чтобы наказываемое поведение никогда не поощрялось.

5. Наказание не может быть слишком слабым или слишком сильным. Слишком слабое не подействует должным образом, а слишком сильное, скорее всего, приведет к так называемой «выученной беспомощности» — ребенок просто «опустит руки» и перестанет действовать, несмотря ни на какие дальнейшие наказания.

Как видим из списка, перечисленные условия крайне трудно обеспечить, тем более одновременно. Можем ли мы всегда наказывать ребенка после каждого эпизода, скажем, нарушения дисциплины на уроке? Нам некогда будет вести урок, мы будем только следить за поведением учеников! Всегда ли мы можем немедленно реагировать на плохое поведение? А если оно случилось не в нашем присутствии, и мы о нем узнали далеко не через 60 секунд? Как мы будем наказывать ребенка за плохое поведение в классе при других детях, если наказывать при других неэффективно? Как мы в школе сможем наказать мальчишку за драку, если дома отец постоянно внушает ему, что он должен уметь постоять за себя? Наконец, всегда ли нам удастся подбирать правильную «дозу» наказания?

Таким образом, получается, что обеспечить эффективность наказания практически невозможно. А значит, плохое поведение будет повторяться вновь и вновь.

Ученые сообщили и еще одну плохую новость про наказания. Оказывается, наказание практически всегда приводит к побочным эффектам, которые зачастую хуже, чем было само поведение и часто более продолжительны по времени. Наиболее распространенные из них:

— резкое усиление агрессивного поведения;

— самоагрессия (причинение вреда самому себе);

— появление поведения избегания выполнения любых инструкций и заданий взрослого;

— лживость;

— подавление активности;

— снижение самооценки;

— выученная беспомощность и ряд других.

Дальнейшие исследования только подтвердили сделанные выводы.

— Наказание почти всегда вызывает побочное поведение, которое может во многом быть опасней и хуже, чем то нежелательное поведение, которое мы хотим остановить.

— Наказание не учит новому навыку или новому альтернативному поведению. Оно лишь временно останавливает поведение. Только до тех пор, пока близка угроза, пока наказывающий рядом. Как только он уходит, проблемное поведение восстанавливается.

— Наказание прерывает контакт того, кто наказывает, с тем, кого наказывают. Парадокс: использование власти и силы приводит к резкому ослаблению нашего влияния на детей.

— Условия эффективного наказания крайне трудно претворить в жизнь.

— Со временем наказания кончаются (подростка, юношу или девушку уже не шлепнешь по попе и не поставишь в угол)

Но как быть, если поведение ребенка оставляет желать много лучшего? Если оно вредит самому ребенку и окружающим?

Специалисты предложили выход.

В предыдущей статье я описывал структуру поведения: А — В — С, где

А — событие, непосредственно предшествовавшее поведению (англ. Antecedent),

В — собственно поведение (англ. Behavior),

С — последствия, события, последовавшие сразу после поведения (англ. Consequence).

А — антецедент, предшествующее событие. От него зависит, начнется поведение или нет.

С — последствия, последующее событие. Оно отвечает за то, будет ли поведение повторяться в будущем.

Таким образом, если мы не хотим, чтобы ребенок проявлял какое-то поведение (чтобы какое-то поведение начиналось), мы, прежде всего, должны убрать или изменить, А — предшествующее событие.

Обсуждая обстоятельства, предшествующие поведению, нужно рассмотреть в деталях, что может влиять или контролировать его, например, место нахождения ребенка, количество людей, время, день недели, конкретные события и другое. Попытаться определить, какие ситуации, события и обстоятельства запускают проблемное поведение, а также какие ситуации, события и обстоятельства никогда не сочетаются или редко сочетаются с проблемным поведением. Кроме того, надо выяснить, насколько эти события отдалены или приближены к поведению по времени, и как это влияет на увеличение вероятности возникновения поведения.

Предупредительные (или, как их еще иногда называют, «экологические») методики позволяют предотвратить начало проблемного поведения. Большинство форм поведения возникает в результате стимульного контроля, то есть когда произошло научение: определенные условия внешней среды позволяют получить определенные последствия, только если будет выполнено данное поведение. Поэтому необходимо проанализировать условия и выявить те из них, при которых поведение с большей вероятностью произойдет.

Поведение не произойдет, если мы изменим или устраним стимулы (условия), «запускающие» поведение. Или если мы добавим какие-то новые стимулы, которые будут «запускать» другое (альтернативное, желательное для нас) поведение.

Например, мы можем:

  • Написать правила (например, правила поведения в классе), и обсудить их с ребенком (с детьми). Правила могут быть новым, дополнительным стимулом, запускающим желательное поведение вместо нежелательного.
  • Разбить предлагаемое ребенку задание на части. Тем самым задание не будет выглядеть таким сложным, и ребенок более охотно станет его выполнять, а частота появления поведения «отказываться от выполнения заданий» уменьшится.
  • Не использовать при разговоре с ребенком какие-то слова, после которых начинается нежелательное поведение, заменив их на другие. Например, вместо слов «Нет», «Нельзя» и т. п. мы можем использовать слова «Лучше мы сделаем это позже» или «Конечно, ты получишь это, сразу же после того как сделаешь то».
  • Еще мы можем, например, поговорить с ребенком на тему его поведения, когда приближается время/событие, после которого поведение обычно происходит.
  • Проинформировать ребенка заранее о том, что будет, если поведение все-таки произойдет, и так далее.

Специалисты предлагают использовать разные методики предупреждения нежелательного поведения в зависимости от цели этого поведения. Наибольшее распространение получили:

  • Методики, предупреждающие поведение, имеющее целью — избегание (при избегании часто возникают следующие формы поведения — убегание, истерики, плач, крики, нанесение повреждений самому себе (битье руками или головой об стену или пол) и др.):
    • меры по увеличению предсказуемости событий: визуальные и текстовые расписания, списки и др.;
    • использование таймера;
    • социальные истории;
    • систематическая десенсибилизация;
    • необусловленное поощрение;
    • выборочное поощрение;
    • изменение интенсивности (скорости) подачи инструкций, заданий;
    • изменение соотношения простых и сложных задач.
  • Методики, предупреждающие поведение, имеющее целью получение внимания (чаще это поведение: крики и истерики, грубые выражения и ругательства, непристойные замечания или вопросы, агрессия, самоагрессия, разрушение имущества):
    • выборочное поощрение;
    • необусловленное поощрение;
    • обучение замещающим поведениям;
    • видеомоделирование.
  • Методики, предупреждающие поведение, имеющее целью получение желаемых предметов или видов деятельности (часто проблемное поведение в этих случаях: хватание заинтересовавшего предмета, в том числе, без разрешения, отбирание у другого ребенка, истерики, крики, нытьё, агрессия и др.):
    • меры по увеличению предсказуемости событий;
    • программа обучения ожиданию;
    • программа обучения переходу от одного вида деятельности к другому.
  • Методики, предупреждающие поведение, имеющее целью самостимуляцию:
    • «сенсорная диета», работа с крупной моторикой по расписанию;
    • обучение замещающим поведениям.

Рассмотрим некоторые из перечисленных методик подробнее.

Визуальные расписания представляют собой последовательности картинок (иногда, картинок с подписями под ними), на которых изображены основные этапы выполнения какого-либо дела от начала до конца. Это могут быть основные этапы занятия (урока) в целом или основные этапы выполнения отдельного задания или упражнения. Визуальное расписание делает предстоящую работу понятной и предсказуемой, снижает тревожность ребенка по поводу ожидания неизвестного. Оно напоминает ребенку, что делать дальше, обращает его внимание на значимые, важные события.

Если ребенок хорошо пишет и читает, можно оформить расписание в текстовом виде, без картинок. Оно займет меньше места на бумаге, но серьезно потеряет в наглядности, что не всегда желательно.

Расписание ребенок может использовать сам, что избавит взрослых от лишних напоминаний. Кроме того, всегда понятно, что уже сделано, а что еще нет.

Интересные возможности для предупреждения нежелательного поведения предоставляют методики сочинения и рассказывания социальных историй, а также методика систематической десенсибилизации. В двух словах о них не расскажешь, поэтому им будут посвящены отдельные статьи, которые скоро будут опубликованы. Так методика социальных историй по отношению к детям часто выступает в форме рассказывания сказок. Она будет представлена уже в следующей статье.

Методика «необусловленное поощрение» состоит в том, что ребенок получает поощрение неожиданно, просто так, независимо от своего поведения в данный момент. Например, ребенок, который неохотно выполняет домашнее задание, вдруг получает незапланированный перерыв. В связи с этим, у него отпадает надобность капризничать или проситься попить, чтобы получить перерыв, поскольку он и так его получает.

Методика «изменение соотношения простых и сложных задач» состоит в том, что ребенку, заранее не предупреждая его об этом, предлагается сначала решить от одной до трех сравнительно простых задач, с которыми он обычно справляется, а потом — сложную задачу, затем, снова одну-три простых.

Видеомоделирование — это демонстрация ребенку видео, в котором представлено поведение или способ действий, которые ожидаются от ребенка, или каким его хотят научить.

Как видим, существует довольно много возможностей для предупреждения нежелательного поведения ребенка в разных ситуациях. Предупредительные методики вполне в состоянии заменить ставшие привычными наказания и позволяют сохранить доверительные отношения между детьми и взрослыми.

  •   Автор - Савченко Игорь Анатольевич-Психолог, кандидат психологических наук, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения «Взаимодействие» г. Москвы, почетный работник общего образования РФ, лауреат ВВЦ в области образования,  лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги, член Объединения психодраматерапевтов и психодраматистов «Ассоциация психодрамы».
  • http://edusev.ru/consultation/psiholog/kak_izbezhat_nakazanij_predotvrawaya_nezhelatelnoe_povedenie_rebenka/
Категория: Творческая мастерская | Добавил: uprava (21.04.2016)
Просмотров: 32
Поиск

Copyright uCoz © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz