Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 18.12.2017, 08:15
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории раздела
Творческая мастерская [98]
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Творческая мастерская

СТАНДАРТ (ФГОС) ГЛАЗАМИ РАЗРАБОТЧИКОВ И ЭКСПЕРТОВ

И снова о путеводных звездах и подводных камнях

«Меня спрашивают, а что должен уметь ребенок. Ребенок никому ничего не должен, это мы должны сделать так, чтобы личность и талант каждого ребенка получили развитие… обеспечить развитие высших психофизических функций, таких, как внимание, память, мышление» (Дмитрий Ливанов, министр образования и науки РФ).
«Оцениваться должен не ребенок, а условия, которые создаются для его развития»(Татьяна Волосовец, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО).
«Авторы [стандарта – Ред.] хотят не просто зафиксировать нынешнее положение дел, а претендуют задать некоторый проектный ход на позитивные перемены. Однако во всех дальнейших разделах текста мы не обнаружим никаких гарантируемых государством новых ресурсов и возможностей для существенных преобразований.  
Вновь (как принято в нашей стране) ответственность за требуемые перемены возлагается к лучшему исключительно на педагогов (и отчасти на учредителей образовательных организаций) – а государству отводится комфортная роль того, кто все контролирует, но сверх минимума не обеспечивает и мало за что отвечает» (Андрей Русаков, журналист, педагог).
«По закону все образовательные услуги в рамках стандарта государство обязано предоставлять бесплатно. А вот за питание, присмотр и уход платят родители. Некоторые чиновники, увидев новый стандарт, «сразу почему-то решили, что теперь бюджету надо будет платить только за то время, пока воспитатель занимается с детьми чем-то развивающим, а все остальное можно смело переложить на плечи семей. Нам пришлось объяснять, что это не так». <….> «Мы настаиваем, что любые действия педагога с детьми – это образовательная услуга в рамках стандарта. Работа повара, кастелянши и все остальное – это уже не образование, это те самые присмотр и уход, и эту часть расходов, возможно, придется оплачивать родителям» (Владимир Собкин, директор Института социологии образования РАО).
В нововведении под названием «присмотр-уход» нет ничего нового. Раньше это назвалось «содержанием ребенка в детском саду» и, в отличие от «образовательных услуг», всегда оплачивалось родителями. Просто это не закреплялось в прежнем законе «Об образовании».
«Согласно стандарту дошкольного образования «присмотр-уход» рассматривается как условие обеспечения полноценного образовательного процесса. Почему? Во-первых, в дошкольном возрасте образование и жизнь ребенка в стенах образовательного учреждения трудно поделить надвое. Во-вторых, это – еще и дополнительная защита семейного кошелька, видимо, не очень желательная для чиновников, которые, не утруждая себя поисками решения в дебрях нашей путаной экономики, привыкли экономить бюджетные средства за счет этого кошелька. Конечно, одно дело, когда воспитательница на прогулке просто приглядывает за детьми, другое дело – работа нянечки или повара (кстати, повара, медсестры и другие работники, обеспечивающие эту «инфраструктуру», выведены за штат ДОУ). 
Объем «присмотра-ухода» особо важно учитывать в условиях многообразия форм дошкольного образования. Понятно, что «полный пансион» и группа кратковременного пребывания колоссально разнятся по этому объему. На Западе даже в учреждениях, где дети проводят значительную часть дня, он может быть разным. В одних – детям предлагают обед, в других – только булочку и сок, в третьих – дети приносят бутерброды с собой. Соответственно – разная оплата услуг по «присмотру-уходу». Все сбалансировано на многообразие запросов и возможностей семьи. Судя по всему, в этом направлении движемся и мы. Значит, необходимы нормативы дифференциации таких услуг. Для этого нужно сначала определиться в вариативных формах дошкольного образования, создание системы которых пока только планируется» (Владимир Кудрявцев, зав. кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ).
«Мне приходилось неоднократно спорить с людьми, отстаивающими мнение о том, что в дошкольном учреждении воспитанники должны подчиняться жесткому расписанию занятий: с 9 до 11 музыка, потом – рисование и т.д. Мне представляется, что такой вариант не соответствует возрастному развитию дошкольников. Поэтому в рамках программы «Золотой ключик» все обучение происходит через игру.
К примеру, воспитательница, работающая с детьми, вдруг не может говорить. Помочь ей может только цветок, растущий в Африке. Тут же дети начинают узнавать, что такое Африка? Где она расположена на карте? Как попасть в Африку, что там растет, какие животные там встречаются? Они создают собственную «Африку» там, где играют, или там, где гуляют. Они придумывают язык, на котором в Африке говорят. Языковые игры, кстати, – важный элемент программы. Дети любят придумывать слова, и это необходимо развивать – ведь в будущем это поможет им лучше анализировать фонемы в школе, изучать иностранные языки. Дети играют в африканцев, поют, танцуют. Наконец, они находят цветок, и воспитательница не просто начинает с ними говорить – она рассказывает им что-то интересное или поет им песенку и танцует вместе с ними. Мы считаем, что особенности психологии дошкольников не позволяют им нормально развиваться в ситуации, когда они должны строго по расписанию, три раза в неделю заниматься музыкой и хореографией. Пусть это происходит посредством игры в машину времени, в путешествие в каменный век или за Полярный круг. Это позволяет развивать эмоции, фантазию, учить детей выстраивать отношения в группе» (Елена Кравцова, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ).
«Новый стандарт дошкольного образования призван вернуть игровую деятельность в детские дошкольные учреждения. Многие его разделы посвящены условиям формирования инициативной и самостоятельной деятельности детей и, прежде всего, свободной игры. Игра – одно из ключевых направлений стандарта. Однако одно дело – положения стандарта, и совсем другое – его реализация на практике. Возникают сомнения в том, насколько свободная игра будет реализована в детских учреждениях. Программы дошкольных учреждений перегружены организованными занятиями, и времени на свободную игру практически не остается. Но главное – кадровая проблема. Воспитатели не умеют играть и не горят желанием этому учиться»(Елена Смирнова, заведующая центром «Игры и игрушки» МГПУ).
 
[1] «Стандартизация» дошкольного образования: путеводные звезды и подводные камни» – так называлась «мини-конференция», проведенная на страницах журнала «Обруч» (2013. № 3).
Категория: Творческая мастерская | Добавил: uprava (27.09.2014)
Просмотров: 82
Поиск

Copyright uCoz © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz