Эти игры развивают язык жестов и мимики, пантомимику. Ребенок должен понять, что кроме речевых, существуют и невербальные средства общения.
Поговорите с ребенком, как, по его мнению, можно общаться без слов, передать с помощью мимики и пантомимики свое эмоциональное состояние. Постарайтесь угадать, что чувствовал писатель, композитор, художник, понять его настроение, читая книгу или слушая музыку.
«Разговор через стекло»
Детям предлагается поговорить на какую-либо тему, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Например, просьба принести стакан воды или сказать о том, что другой забыл одеть шапку. После игры надо обсудить, что чувствовали дети, легко ли им было. Эта игра развивает способность передавать чувства и мысли с помощью мимики и пантомимики.
«Изображение сказки»
Необходимо два ребенка или две команды. Каждая изображает какую-либо сказку с помощью жестов и мимики. Можно изображать героев и вещи, которые им принадлежат. Другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает. О том, как и что показывать группе можно договориться заранее.
«Иностранец в гостях»
Представьте, что к вам в гости приехал иностранец, который не знает ни слова из русского языка. А вы не знаете его язык. Пусть ребенок пообщается с ним без слов, пообедает, покажет свои игрушки, комнату.
«Стихи без слов»
Взрослый читает стихотворение:
Ждет гостей сегодня кошка
И волнуется немножко:
«Что ж так долго не идут?»
Ну а гости тут как тут.
Друг за дружкой по дорожке
Все спешат поздравить кошку.
Белка в тележке
Везет орешки.
Кудрявый барашек
С букетом ромашек.
Катит медвежонок
Меду бочонок.
Тащит петушок
Проса мешок.
До чего ярок
Лисий подарок!
Еще один гость –
В зубах кость.
Подарок царский –
Сыр швейцарский.
А кот Тимофей
Принес двух мышей.
Всем подаркам кошка рада,
С одного не сводит взгляда.
Догадайтесь поскорей,
Чей подарок всех милей?
(Е. Ефимовский)
Нужно передать содержание стихотворения мимикой и пантомимикой.Можно использовать любое стихотворение.
Поговорите с ребенком о важности речи и ее правильности. О значении жестов и мимики для выразительности речи. Для чего мы говорим, умеем ли слушать, почему некоторые говорят слишком мало, а другие слишком много.
В процессе игры покажите ребенку, что мимика и жесты не всегда совпадают с тем, что мы говорим словами. К примеру, говоря что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, выражая этим агрессию.