1. Игра "Пошли письмо"
Играющие стоят в кругу, и держатся за руки. Водит - почтальон - в центре круга. Он говорит: "Я посылаю письмо от Коли к Свете". Коля пожимает руку соседу справа или слева. Тот дальше, пока "письмо" не дойдет до Светы. Задача почтальона "перехватить" письмо, отгадав, у кого оно сейчас находится. В роли почтальона должен побывать каждый ребенок.
2. Игра "Чей шар больше?"
Эта игра хороша тем, что дети находятся в одинаковых условиях и победить может любой, независимо от способностей. А победа очень важна для ребенка с низкой самооценкой.
Участники получают воздушные шарики и надувают их. побеждает тот, кто надует самый большой шар. у кого шар лопнет - выбывает из игры. Если же несколько детей надули одинаковые шары - предложите им одной рукой кинуть шар как можно дальше. Кто кинет дальше - тот и победитель.
3. Игра "У нас все можно"
В эту игру можно поиграть в выходной день, когда вы проводите с ребенком все время. Разрешите ему делать все, что захочется, кроме того, что небезопасно. Пусть играет во что хочет, бегает и прыгает, не ругайте его за разбитые чашки в этот день - будьте терпеливы! В конце дня обсудите с ребенком все моменты прошедшего дня. Возможно, у папы, с которым нужно было срочно играть в индейцев, был серьезный разговор по телефону, или он помешал своими криками отдохнуть старенькой бабушке? Все ли действия были уместны и никому не мешали? Найдите вместе выход из этих ситуаций, который бы нравился и ребенку и взрослым. Эта игра поможет лучше, чем вечные "Отстань!" и "Не мешай!"
Дети с завышенной самооценкой может в результате игры поймут, что есть и другие люди на свете, а неуверенные в себе смогут почувствовать, что они могут добиваться успеха, быть активными, не боясь оценки взрослого. Главное - наберитесь терпения для проведения этой игры. Возможно, она окажется одной из самых полезных!
4. Игра "Магазин" Вместо товаров могут использоваться игрушки и конфеты. Желательно вместе с ребенком вырезать из бумаги деньги и ценники. Важное условие - вежливое обращение между продавцом и покупателями. Игра полезна для того, чтобы ребенок усвоил правила поведения в магазине.
Магазин также может быть без продавца, как супермаркет, а кассир пропускает покупателей при условии, что они скажут, что можно из этого приготовить, или как растут эти овощи и фрукты. Покупатель может советываться с другими участниками, чтобы дать более полный ответ.
5. Игра "Жмурки"
Водящему закрывают глаза и кто-то крутит его на месте, чтобы тот потерял ориентацию. Можно произносить скороговорку, типа: "На чем стоишь?" - "На мосту." - "Что ешь?" - "Колбасу." - "Что пьешь?" - "Квас." - "Ищи мышей, а не нас!"
После чего все дети разбегаются и "жмурка" должна поймать кого-нибудь и на ощупь угадать, кто это. Или по голосу. Также можно играть в "жмурки" с колокольчиками - чтобы ведущий шел на их звук.
Важно, чтобы роли постоянно менялись. Эта игра поможет ребенку почувствовать себя лидером, и, в случае успеха - повлияет на его самооценку.
6. Игра "Путаница"
Это групповая игра. Водящий выходит из комнаты, остальные берутся за руки и становяться в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться кто как может, а водящий заходит в комнату и пытается распутать всех, также не разжимая рук.
Игра помогает почувствовать ребенку свою принадлежность к группе и понять, как неприятно быть вне ее.
7. Игра "Передача чувств" Часто детям трудно понять, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. Следующее упражнение, лучше проводить в два этапа.На первом этапе, когда вы недовольны ребенком, похлопывайте его тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда вы хвалите его или поощряете за что-нибудь, поглаживайте его по спине. (Вместо поглаживания или похлопывания можно использовать и другие движения.)
Через несколько дней - второй этап упражнения. Теперь мы не будем говорить ребенку о своих чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Пусть он сам догадывается о ваших чувствах и причине их появления. Первое время ребенку можно помочь.
Упражнение направлено на то, чтобы помочь ребенку осознать чувства и желания других людей, которые находятся вокруг него.
8. Игра "Прятки"
В игре должны участвовать хотя бы трое игроков. В комнате должна быть тишина. Игрокам завязывают глаза. Каждый из них должен поймать одного из играющих, но убежать от другого. Участники прислушиваются к шагам, дыханию друг друга и, когда считают нужным, называют игрока по имени и спрашивают: "Где ты?" Игрок, которого спрашивают, должен ответить: "Я здесь!" Первый, кому удалось поймать соперника, - победитель.