Олег СКОТНИКОВ, победитель конкурса «Воспитатель года России – 2013», воспитатель, МАДОУ «Страна чудес», СП детский сад № 37 «Лесная сказка», г. Новоуральск. |
Конструирование – вид деятельности, в котором у ребенка строится образ мира. Малыш сложил простейшую конструкцию из кубиков, в устойчивости которой нашли свое выражение элементарные механические закономерности, ставшие для него практическим знанием. Его он применит еще не раз в своей жизни – к другим вещам, которые на кубики совсем не похожи. Геометрические формы и их трансформации становятся понятнее в составе художественной конструкции из бумаги, выполненной руками ребенка. Кстати, конструирование заставляет «мыслить» и сами эти руки, и глаза. И не только мыслить… Интересные подтверждения этому – в опыте Олега Скотникова, победителя конкурса «Воспитателя года России – 2013» (интервью с ним опубликовано в «Обруче» № 1 за 2014 г.) Конструирование в детском саду с детьми старшей группы я начинаю с практических заданий с палочками. Набор состоит из 20 палочек, с помощью которых ребенок по образцу выкладывает различные фигуры-силуэты. Такая деятельность позволяет научить ребенка воссоздавать целый предмет из отрезков и переводить практические, внешние действия во внутренний план. После того как задание выполнено, необходимо вместе с ребенком определить, соответствует ли результат заданному эталону, использованы ли те способы, которые были предложены взрослым, дать общую оценку работы. После этого ребенок работает с плоским треугольным конструктором, который я назвал «Сказочные треугольники». Конструктор «Сказочные треугольники»
Набор состоит из 16 равнобедренных прямоугольных треугольников разного размера, полученных путем разрезания трех квадратов со стороной 10 см, так как показано на рисунке. На первом этапе ребенок учится проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его стороны, одна из которых длинная, а две другие – короткие и одинаковые по длине. Сначала дошкольник пробует расположить на столе свой треугольник в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8. На втором этапе ребенок получает еще один треугольник и пробует составить из имеющихся у него новые геометрические фигуры, такие, как квадрат, треугольник и четырехугольник. При этом необходимо спрашивать, как он получил ту или иную фигуру, какими сторонами нужно соединить треугольники, чтобы получился квадрат, треугольник или четырехугольник. (То есть необходима вербализация практических действий.) На третьем этапе ребенок получает еще два треугольника. В этом случае педагог может давать подсказки, например «Постройте из четырех треугольников прямоугольник, но не забывайте, что любой прямоугольник можно сложить из двух квадратов, а как делать квадраты из треугольников, вы уже знаете», или: «Вы знаете, что квадрат можно сложить из двух треугольников. Построив два больших треугольника из маленьких, вы можете сложить их в квадрат». Такие же подсказки могут делать сами дети, которые самостоятельно выполнили задание. Кроме того, результат можно показать на магнитной доске, используя четыре больших треугольника. На четвертом этапе используются 2 больших треугольника и 4 средних. Дети составляют разные геометрические фигуры по образцам. Некоторые способы дети придумали сами. На пятом этапе понадобятся 8 маленьких треугольников. Задания усложняются – образцы постепенно становятся полурасчлененными. На шестом этапепонадобятся 2 больших треугольника, 4 средних, 8 маленьких (весь набор). На этом этапе я попытался сделать некий синтез конструирования и сказки. Дети, слушая сказку, составляют сюжетную картину по образцу, используя весь набор конструктора. Сказка «Заюшкина избушка»
Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна – у лисы избушка-то и растаяла, а у зайца стоит по-старому.
Лиса попросилась к зайчику погреться, да его из избушки-то и выгнала. Идет зайчик и плачет, а навстречу ему собака.
Подошли они к избушке. Сел зайчик под кустик и плачет. Идет мимо медведь.
Пошли к избушке. Медведь как заревет: Сидит зайка под кустиком и плачет. Идет мимо петушок, золотой гребешок, и косу на плече несет.
Подошли к избушке. Петух и запел: По мотивам сказки «Гуси-лебеди»
Жили-были мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали: посадила братца на травку под окошко, сама побежала на улицу, да и заигралась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь, – нету братца! Выбежала она в чисто поле и только видела, как гуси-лебеди уносят братца за темные леса.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, видит – печь стоит.
Показала печка, куда лебеди полетели. Девочка дальше побежала. Видит – яблоня стоит. Яблоки на яблоне спелые. Тяжело яблоньке столько яблок держать – вот-вот ветки поломаются.
А вы сможете яблоню без яблок собрать? Показала яблоня, куда гуси-лебеди полетели. Девочка дальше побежала. На пути у девочки – река-глубока, круты берега.
Девочка перешла речку через мост и побежала дальше. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьих ножках.
Девочка обошла избушку, видит, а на крылечке братец сидит, серебряными яблочками играет. Девочка взяла братца и побежала. Гуси-лебеди — в погоню. По дороге домой речка спрятала их под мостом, яблоня – прикрыла ветвями, а печка за дверцей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор-2» Квадрат размером 10х10 см разрезается, так как показано на рисунке, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник. Перед тем как работать с образцами, ребята выполняют несколько заданий с определенными фигурами. Задание 1
Возьмите 2 больших треугольника и квадрат. Сделайте: прямоугольник, треугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция. Задание 2
Возьмите 2 маленьких треугольника и средний. Сделайте: квадрат, треугольник, прямоугольник и 2 разных четырехугольника, один из которых – трапеция. Задание 3 Далее дети строят разные образы, постепенно переходя кнерасчлененным образцам. Конструктор «Треграм»
Этот конструктор я назвал по аналогии с конструктором «Танграм» и изготовил из разрезанного на части равностороннего треугольника. Игровые задания – на заполнение и составление плоскостных изображений из наборов геометрических фигур. Равносторонний треугольник из картона (длина стороны 20 см, каждая из которых поделена на 5 равных частей по 4 см) разрезается на 10 фигур, как показано на рисунке. В итоге получается 4 маленьких треугольника, 2 ромба, трапеция, параллелограмм, большой треугольник и шестиугольник. Вся работа также строится поэтапно. На первом этапе дети знакомятся со всеми частями конструктора, составляя их из треугольников и других маленьких фигур: 1. Присоединив друг к другу два треугольника, дети получают ромб. На втором этапе дети заполняют внутреннее пространство фигур-силуэтов на листах, используя все части конструктора. На третьем этапе дети составляют плоскостные изображения по расчлененным образцам с постепенным переходом к частично расчлененным. На четвертом этапе дошкольники моделируют изображения по собственному замыслу.
|