Тренинг 1. Общая дидактическая цель: развитие устойчивого внимания, умения сравнивать предметы по величине и цвету, пользоваться приемом запоминания для установления смысловых связей между предметами.
1. «Зеркало»
Цель: развитие внимания, умения выполнять действия по образцу.
Детям предлагают стать «зеркалом». Они должны повторять все движения психолога (поднимать правую и левую руки, разводить их в стороны, приседать, топать, вращать кистями рук и т.д.).
2. «Найди такое же колечко»
Цель: научить сравнивать предметы по величине, пользуясь приемом зрительного соотнесения.
Каждому ребенку дают пирамидку, с которой он сначала свободно играет. Затем психолог показывает одно из колечек и просит найти такое же. Упражнение повторяется 3 раза, затем проводится игра в парах: один ребенок показывает колечко, другой находит такое же.
3. «Найди отличия»
Цель: развитие действий различения на основе сравнения двух предметов.
Дети рассматривают картинку. Психолог предлагает им объяснить, чем различаются пирамидки. Дети должны сравнить цвет, используя сложные предложения. Например, у пирамидки, изображенной слева, верхушка белого цвета, а у той, что справа — черного. Затем нужно сказать, что у них общего (количество колец, форма, величина).
4. «Кто здесь прячется»
Цель: развитие смыслового запоминания и припоминания путем установления смысловых связей между предметами.
Психолог раскладывает перед детьми в случайном порядке картинки, на которых изображены кукла, платье, гриб, корзина, мышка, кот, и предлагает запомнить их (обучение приему смыслового соотнесения, например, к слову «кукла» подойдет слово «платье»). Затем психолог переворачивает картинки. Один ребенок берет палочку и стучит по картинке: «Кто здесь спрятался?» Другой отвечает: «Это я, кукла». Психолог спрашивает: «Кто покажет, где спряталась картинка, которая подходит к картинке с изображением куклы?» Таким образом обыгрываются все картинки. В заключение он просит кого-нибудь из детей назвать все спрятанные парные картинки.
5. «Чем или кем это может быть»
Цель: развитие воображения, замещающих действий с предметами.
Каждому ребенку дают колечко от пирамидки (колечки разной величины). Психолог предлагает подумать, чем может быть колечко от пирамидки (колесом от машины, солнышком, блином, биноклем).
6. Игра-шутка
Нужно надеть на пальцы кольца от пирамидки и, постукивая рука об руку, вращая кистями рук, изобразить индейцев. Важно создать радостное настроение, доброжелательное отношение друг к другу.
Тренинг 2. Общая дидактическая цель: развитие произвольного внимания, умения рассуждать, опосредованного запоминания, творческого воображения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
1. «Уши, щеки, нос»
Цель: развитие произвольного внимания (сосредоточенности, распределения внимания).
Психолог предлагает детям внимательно следить за его движениями, речью и показывать у себя ту часть лица, которую он называет. В ходе игры он специально путает их.
2. «Кто изображен на картинке»
Цель: развитие целостности восприятия предмета, образных представлений.
Дети парами или индивидуально отыскивают в сочетании линий силуэты различных зверей, птиц, рыб, насекомых. Каждое найденное животное отмечают фишкой. Нужно отыскать как можно больше животных.
3. «Что плавает, что тонет?»
Цель: развитие любознательности, наблюдательности, умения находить закономерности.
Детям предлагают предметы из металла и дерева (ложку металлическую, деревянную, пластмассовую, шарик или кубик деревянный, пластмассовый, металлический и т.д.). Задают вопросы: «Что будет плавать? Что утонет?» Высказав свои предположения, дети проверяют их опытным путем. Вместе с психологом делают выводы.
4. «Четвертый лишний»
Цель: развитие логического мышления посредством классификации по главным и второстепенным признакам.
Дети рассматривают картинки. Из четырех предметов нужно выбрать лишний. Ребята должны их сравнить, найти сходство и различие, обобщить совокупность предметов по одному из признаков:
1) сани, телега, повозка, лошадь;
2) гусь, корова, щенок, кошка;
3) стул, ковер, кровать, стол;
4) морковь, свекла, огурец, лук;
5) куртка, майка, плащ, пальто.
Психологу необходимо поощрять детей в обосновании своего выбора, независимо от варианта решения.
5. «Запомни слова парами»
Цель: развитие слуховой памяти, обучение приемам рационального запоминания (смысловые связи).
Психолог предлагает поиграть в «запоминалки» и произносит слова. Дети должны уловить парные связи и воспроизвести их. Если это не удается, психолог помогает им. Слова для запоминания: сад, кисточка, тучи, звонок, цирк, краски, деревья, дождь, телефон, клоун.
6. «Танграм»
Цель: развитие воображения, пространственной ориентации.
Психолог предлагает детям рассмотреть контурное или силуэтное изображение предметов (животного, человека, птицы) на фланелеграфе и, ориентируясь на образец, составить его из набора геометрических фигур. В процессе работы он загадывает загадку на заданную тему. Если кто-то не может сложить фигуры, следует предложить детям помочь друг другу.
7. «Дружные ладошки»
Психолог предлагает детям разделиться на пары и сесть (или встать) лицом друг к другу. С кем-нибудь из детей показывает ритм хлопков. Затем дети имитируют хлопки в паре. Психолог наблюдает за игрой детей и помогает той паре, у которой не получаются согласованные действия.
После «веселой» паузы им предлагают вспомнить слова, которые они запоминали, используя смысловые связи.