Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 20.04.2024, 05:08 |
Детский сад № 35 "Золотой ключик" г.Севастополь | |
Приветствую Вас Гость |
|
Личностно ориентированная модель взаимодействияЦель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы: · обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья); · формировать начала личности (базис личностной культуры); · развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности); · формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности. Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения предполагает учет следующих условий: · сотрудничество при взаимодействии; · создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; · использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование. Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям). Поведение ребенка: · выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит; · высказывание собственного мнения; · желание достичь результата; · обращение за помощью. Результат: · свобода мышления, воображения; · исчезает страх; · возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке; · появляется единство физического и психического здоровья. * * * Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей. Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка. Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми
1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОО является занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. В дошкольном учреждении используется три формы занятий: Индивидуальная форма занятий Групповая форма занятий Фронтальная форма занятий
Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание . Структура занятия Начало занятия: проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность) Основная часть занятия: организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин) Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом Окончание занятия: подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности. Какие виды занятий можно проводить с детьми:
2. Как теперь трактуется понятие «Занятие» в связи с введением ФГОС? Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностей – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких образовательных областей. Это не значит, что педагоги перестанут заниматься с детьми. Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие. В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы адекватные формы работы с ребенком. -Какие формы работы вы используете в работе с детьми?
3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).
В соответствии с требованиями ФГОС мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. -Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция? Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка:
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения. В разные моменты образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой):
Структура ОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности:
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом. Такая совместная деятельность взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. Дети включаются из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи. В заключении сформулируем существенные характеристики организации образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми: 1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми. 2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения). 3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности. 4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).
|
|
Copyright uCoz © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |