Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:
· обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
· формировать начала личности (базис личностной культуры);
· развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
· формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.
Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения предполагает учет следующих условий:
· сотрудничество при взаимодействии;
· создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
· использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.
Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).
Поведение ребенка:
· выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;
· высказывание собственного мнения;
· желание достичь результата;
· обращение за помощью.
Результат:
· свобода мышления, воображения;
· исчезает страх;
· возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;
· появляется единство физического и психического здоровья.
* * *
Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.
Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.
Особенности организации занятий в форме
совместной партнёрской деятельности
взрослого с детьми
1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОО является занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.
В дошкольном учреждении используется три формы занятий:
Индивидуальная форма занятий
Групповая форма занятий
Фронтальная форма занятий
Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание .
Структура занятия
Начало занятия: проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)
Основная часть занятия: организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)
Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом
Окончание занятия: подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности.
Какие виды занятий можно проводить с детьми:
- Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные);
- Занятия, в ходе проведения которого происходит интеграция различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.) или техник её выполнения (техника рисования пальцем, техника клякс и т.д.), в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности. (Комбинированные);
- Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные);
2. Как теперь трактуется понятие «Занятие» в связи с введением ФГОС?
Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностей – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких образовательных областей. Это не значит, что педагоги перестанут заниматься с детьми.
Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие.
В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы адекватные формы работы с ребенком.
-Какие формы работы вы используете в работе с детьми?
Детская деятельность |
Формы работы |
Двигательная |
• Подвижные дидактические игры. • Подвижные игры с правилами. • Игровые упражнения. • Соревнования |
Игровая |
• Сюжетные игры. • Игры с правилами |
Продуктивная |
• Мастерская по изготовлению продуктов детского • Реализация проектов |
Коммуникативная |
• Беседа. • Ситуативный разговор. • Речевая ситуация. • Составление и отгадывание загадок. • Сюжетные игры. • Игры с правилами |
3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).
В соответствии с требованиями ФГОС мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
-Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция?
Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка:
- Активности;
- Самостоятельности;
- Умения принять решение;
- Пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно;
- Вызывает стремление к достижению;
- Благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.
В разные моменты образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой):
Структура ОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
Этап |
Действия (позиция) воспитателя |
Начало занятия |
Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация – Приложение 1) |
Основная часть занятия |
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
|
Окончание занятия
|
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
|
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности:
- максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании;
- свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
- Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге.
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом.
Такая совместная деятельность взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей.
Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
Дети включаются из интереса к предложениям взрослого, из стремления быть вместе со сверстниками.
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно.
Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей, но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.
Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.
В заключении сформулируем существенные характеристики организации образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:
1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.
2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).
3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.
4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).