Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 05:08
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Личностно ориентированная модель взаимодействия

Цель общения по личностно ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

·         обеспечить психическую защищенность ребенка, доверие его к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);

·         формировать начала личности (базис личностной культуры);

·         развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);

·         формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Условия такого общения: принятие и понимание личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умение становиться на позицию другого); также нужно учитывать точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

Тактика общения предполагает учет следующих условий:

·         сотрудничество при взаимодействии;

·         создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;

·         использование многообразия стилей общения с ребенком и их варьирование.

Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка: он полноценный партнер в условиях сотрудничества (исключение манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

·         выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит, просит;

·         высказывание собственного мнения;

·         желание достичь результата;

·         обращение за помощью.

Результат:

·         свобода мышления, воображения;

·         исчезает страх;

·         возникает чувство комфорта в незнакомой обстановке;

·         появляется единство физического и психического здоровья.

* * *

Осуществляя эту модель взаимодействия, свои ожидания и требования к ребенку взрослый координирует с задачей создать благоприятные условия для наиболее полного развития его способностей.

Взрослый прогнозирует и максимально содействует развитию личности ребенка.

Особенности организации занятий в форме

совместной партнёрской деятельности

взрослого с детьми

 

1. Ведущей формой организации обучения воспитанников ДОО является занятие. Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме.

В дошкольном учреждении используется три формы занятий:

Индивидуальная форма занятий

Групповая форма занятий

Фронтальная форма занятий

 

Занятие включает в себя три этапа: начало занятия, основная часть и окончание .

Структура занятия

Начало занятия:  проверка готовности детей к занятию (внешний вид, правильность посадки, собранность внимания). Создание интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность)

Основная часть занятия: организация детского внимания. Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин)

Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом

Окончание занятия: подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз). Переключение детей на другой вид деятельности.

Какие виды занятий можно проводить с детьми:

  1. Занятия, объединяющие два вида деятельности детей и решающие задачи каждого из видов деятельности. (Комплексные);
  2. Занятия, в ходе  проведения которого происходит интеграция различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.) или техник её выполнения  (техника рисования пальцем, техника клякс и т.д.), в результате чего происходит усвоение детьми новых приёмов деятельности. (Комбинированные);
  3. Занятия, включающие в себя несколько видов деятельности детей, один из которых является ключевым, остальные помогают более широкому и глубокому осмыслению. (Интегрированные);

 

2. Как теперь трактуется понятие «Занятие» в связи с введением ФГОС?

Занятие теперь трактуется как занимательное дело, без отождествления его с занятием, как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностей – интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направленных на освоение ребенком одной или нескольких образовательных областей. Это не значит, что педагоги перестанут заниматься с детьми.

Обучение остается ведущим образовательным процессом дошкольников, который ведет за собой воспитание и развитие.

В процессе организации детских видов деятельности должны быть использованы адекватные формы работы с ребенком.

-Какие формы работы вы используете в работе с детьми?

Детская деятельность

Формы работы

 

Двигательная

•  Подвижные дидактические игры.

•  Подвижные игры с правилами.

•  Игровые упражнения.

•  Соревнования

Игровая

•  Сюжетные игры.

•  Игры с правилами

 

Продуктивная

•  Мастерская по изготовлению продуктов детского
творчества.

•  Реализация проектов

 

Коммуникативная

•  Беседа.

•  Ситуативный разговор.

•  Речевая ситуация.

•  Составление и отгадывание загадок.

•  Сюжетные игры.

•  Игры с правилами

 

3. Главной деятельностью взрослого с ребёнком становится не научение. Ребёнок должен добывать знания сам. Необходимо на фронтальном занятии давать задания по подгруппам и индивидуально (дифференцировано).

 

В соответствии с требованиями ФГОС мы должны пересмотреть организацию образовательной деятельности с детьми, в   совместной парт­нерской деятельности взрослого с детьми.

-Как вы понимаете, кто такой партнёр и что такое партнёрская позиция?

Партнер – всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими взаимным уважением

  Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка:

  • Активности;
  • Самостоятельности;
  • Умения принять решение;
  • Пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно;
  • Вызывает стремле­ние к достижению;
  • Благоприятствует эмоционально­му комфорту.

Постоянная учительская позиция взрослого, на­против, вызывает пассивность ребенка, невозмож­ность самостоятельно принять решение, эмоциональ­ный дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрес­сию как оборотную сторону страха, как разрядку накапливающегося напряжения.

В разные моменты  образовательной деятельности партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом (работа со структурой):

 

Структура ОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

 

Этап

Действия (позиция) воспитателя

 

Начало

занятия

Для начала это приглашение к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня… Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду… Кто хочет – присоединяйтесь…»). Как сделать так, чтобы присоединились все дети? Что может помочь? (игровая мотивация – Приложение 1)

 

Основная часть

занятия

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый, как равноправный участник, предлагает всевозможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности исподволь он «задает» развивающее содержание (новые задания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.

 

 

Окончание занятия

 

Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.

 

 

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности:

  • максимально приблизиться к ситуации «круглого сто­ла», приглашающего к равному участию в работе, об­суждении, исследовании;
  •  свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг не­скольких общих столов с материалами для работы, эк­спериментирования.
  • Дети свободно выбирают рабочие места, перемеща­ются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге. 

От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом.

 Такая совместная деятельность  взрослого с детьми вовсе не означают хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со сто­роны детей. 

Для воспитателя это обяза­тельные и спланированные действия.

Дети включаются   из интереса к предложе­ниям взрослого, из стремления быть вместе со сверстни­ками

 Если воспитатель правильно подбирает содержа­ния для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей про­сто не возникает или возникают временно.

Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми — выбрав для себя цель, сам начинает действо­вать, становится живым образцом планомерной орга­низации работы. Он не инструктирует и не контроли­рует детей, но обсужда­ет замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы.

Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не пре­пятствуя комментированию вслух, обсуждению до­школьниками их собственной работы, обмену мнени­ями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомо­щи.

В заключении сформулируем существенные характеристики организации образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми:

1. Включенность взрослого в деятельность наравне с детьми.

2. Добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения).

3. Свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности.

4. Открытый конец занятия (каждый работает в своем темпе).

 

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright uCoz © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz