НАШИ ДЕТИ.
Многие дети испытывают затруднения в общении, вызванные излишней стеснительностью либо детскими страхами. Для преодоления закрытости ребенка используются развивающие игры, как правило, в малознакомой группе детей. Они помогают детям больше узнать друг о друге, выявить общие интересы, научиться строить коммуникацию и успешно взаимодействовать.
«Я ищу...» (для детей от 4,5 лет). Ведущий говорит фразу, например: «Я ищу того, у кого светлые волосы», при этом все светловолосые детишки «прячутся» - собираются в кучку и садятся на корточки. Малыш, который не выполнил задание, становится ведущим и уже сам задает вопросы.
«Найди друга» (для детей от 5 лет). Дети (либо дети и взрослые) разбиваются на пары, одному из партнеров завязывают глаза, и дают возможность свободно походить по залу, затем просят «найти своего друга». Даже если ребенок выбираете чужую пару, игра продолжается и игроки меняются ролями.
«Радуга» (для детей от 4 лет). Дети становятся в круг, ведущий - в центре. Ведущий называет цвет, и каждый ребенок должен найти у другого такой цвет (например, на одежде). Замешкавшийся малыш становится ведущим.
Эмоциональность
Часто случается, что в силу сложившихся обстоятельств (внешнего воздействия) ребенок становится замкнутым, сдерживает собственные эмоции, а потому также затрудняется в интерпретировании проявления эмоций окружающих. Игры, повышающие эмотивность, помогут ребенку научиться безбоязненно выражать собственные эмоции, угадывать чувства и настроения окружающих.
«Фотография»
(для детей от 4 лет). Применение игры возможно как в группе детей, так и наедине между ребенком и взрослым(и). Ребенку (детям) демонстрируется фотография либо изображение персонажа с какой-нибудь ярко выраженной эмоцией. У малыша(ей) спрашивают что чувствует этот человек (персонаж).
«Эмоции» (для детей от 4 лет). Малыши становятся в круг, ведущий просит показать их какую-либо эмоцию (радость, печаль, тоску, грусть и так далее). Помимо основного психотерапевтического эффекта упражнение также развивает подвижность лицевой мимики ребенка.
В период активного роста совершенно естественна некая детская неуклюжесть,скомканость движений. Помочь развить координацию малышу смогут танцевально-двигательные и телесноориентированные техники.
«Придумай танец» (для детей от 5 лет). Включите ритмичную музыку, попросите малышей образовать круг и поочередно придумывать какое-нибудь танцевальное движение. Каждый ребенок должен показать свое движение, а остальные участники - повторить.
«Замри» (для детей от 4 лет). Ведущий включает ритмичную музыку, под которую дети произвольно танцуют, прыгают, хлопают, кричат... Когда ведущий обрывает музыку и говорит: «замри!» - дети должны застыть на месте. Можно поощрить самого исполнительного ребенка призом.
1. Игра "Закончи предложение".
Упражнение повышает уверенность в себе. Дети должны закончить предложения и объяснить ответ: Я умею... Я добьюсь... Я смогу... Я хочу...
2. Рисунок "Каким ты представляешь себя в будущем?"
Это упражнение помогает осознать возможность преодоления замкнутости, дает перспективу на будущее. Ребенок должен нарисовать себя таким, каким он видит свбя, прокомментировать, как он будет выглядеть, чувствовать себя, какие отношения у него будут с друзьями, родителями. братьями и сестрами.
3. Игра "Изобрази пословицу"
Развиваются неречевые формы общения. Выбираются простые, известные всем пословицы и одна група детей с помощью мимики и жестов изображает ее, а другая угадывает.
4. Игра "Найди клад"
Детей просят заглянуть друг другу в глаза и выстроиться в ряд по цвету глаз от самых темных до самых светлых. Затем ряд нужно разбить на две части: "светлоглазых" и "темноглазых". Эта часть игры развивает доверие детей друг к другу и помогает им лучше понять себя и других.
Затем дети начинают искать "клад", спрятанный в комнате. Вырабатывается умение организовывать совместные действия для достижения определенного результата.
5. Упражнение "Назови свои сильные стороны"
Каждый ребенок должен за определенное время рассказать о своих сильных сторонах - что он принимает в себе, ценит, любит, благодаря чему он уверен в себе. Можно говорить как о положительных, так и об отрицательных чертах характера. Пусть только он не умаляет достоинств и старается не использовать слова-паразиты: "вот", "короче", "ну" и т.п. Развивается умение говорить не стесняясь о себе позитивно.
6. Игра "Скульптор"
Игра учит понимать и развивать замысел другого человека. Дети начинают лепить из пластилина скульптуру, а потом меняются и долепливают фигурки других детей. Лучше выбирать какой-то фантастический образ. Затем они обмениваются замечаниями. правильно ли поняли то, что задумывалось.
7. Игра "Паровозик"
Дети встают в круг и по очереди выступают в роли ведущего. Он, как паровозик, который ведет за собой вагоны, делает какие-то движения, которые повторяют за ним дети. Если же он показывает не просто набор движений, а какого-то человека или животного - дети должны отгадать, кто изображается. Эта игра учит ребенка легко вступать в контакт с детьми.
8. Рисунок "Как мы боремся с трудностями"
Сначала нужно рассказать ребенку, что нельзя бояться ошибок и неудач. Ведь каждый день новые задачи, которые невозможно выполнить без ошибок. Не надо расстраиваться, обвинять себя или других, а терпеливо их исправлять. От этого мы становимся уверенней в себе и сильнее. Что значит "на ошибках учатся"? Ошибки помогают понять, что сделано не так, чтобы в следующий раз поступить правильно. Если трудно или непонятно - надо обратиться за помощью к взлослому или другим детям, которые, возможно уже сталкивались с этим.
После беседы поговорите об известных вам способах предололения трудностей, пусть дети попробуют их придумать сами или вспомнят, какие они уже использовали в своей жизни. Пусть ребенок нарисует их. Это поможет ему научиться вступать в контакт, приоткрыть другим свой внутренний мир, сделает его более уверенным в себе.
9.Разыгрывание ситуаций - это своеобразная "репетиция" поведения, формирующая навыки.
- два незнакомых ребенка встертились у качели и оба хотят покачаться
- два незнакомых ребенка вышли погулять во двор, а там никого, кроме них нет.
- Ребенок гуляя во дворе увидел другого, незнакомого, который громко плачет.
Развивающие игры помогут Вашему малышу раскрыться, стать более общительным, внимательным к окружающим и снять собственное психическое напряжение, преодолеть страхи и комплексы. Благоприятный терапевтический эффект по средствам игр достигается совершенно безболезненно и доставляет истинную радость Вашему ребенку!