Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 17.04.2024, 02:53
Детский сад № 35
 "Золотой ключик"
г.Севастополь
Меню сайта
Категории каналов
Наш опрос
Оцените работу педагогов
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

легенды и были

О СКАЛЕ ЯВЛЕНИЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ

(крымская легенда)

Недалеко от мыса Фиолент высится в море небольшая скала. Ничем как будто не примечательна эта скала, но вот о чем рассказывает легенда.

Команда небольшого торгового судна таврических гре­ков во время плавания по Черному морю вблизи обрыви­стых берегов мыса Фиолент была застигнута небывалой для этих мест бурей. Страшный шторм обрушился на ма­ленькое суденышко мужественных греков. Свирепый шква­листый ветер порвал в клочья все паруса, поломал стройные мачты и сорвал надежный руль. Темные и тяже­лые тучи спустились низко над бушующими волнами, за­крыв весь горизонт. Гигантские разъяренные волны в неукротимой ярости обрушились на палубу и стали нести корабль на высокий невидимый скалистый берег. Видя не­избежную гибель, команда судна бросилась на колени с ве­рою и молитвою. Они подняли руки к небу и стали горячо молиться, обращаясь к Святому Великомученику Георгию Победоносцу: «О Святой Георгий, наш покровитель, помо­ги нам, спаси нас от неминуемой гибели». Услышав сер­дечные вопли погибающих, Святой Георгий явился перед молящимися, весь в сиянии, из кромешной темноты на не­большой скале в море у берега. Он, воздев руки к небесам, обратился к самому Богу, и его призыв был услышан – буря тотчас же стихла. Избавленные от верной гибели, греки взобрались на эту скалу и там обрели икону Велико­мученика Святого Георгия. Они увидели невдалеке высо­кий скалистый берег и перебрались на него со скалы, взяв с собой икону. В благодарность за свое счастливое спасение они основали в ближайшей пещере на берегу напротив скалы, где явился Святой Георгий, пещерный храм и уста­новили там приобретенную икону. Наиболее набожные греки поселились здесь же навсегда, образовав братию. Ус­троившись жить, они не забывали о своем верном спасите­ле, каждодневно молились Святому Георгию и неустанно трудились, возводя жилые постройки, хозяйственные поме­щения и ведя образцовое хозяйство.

ХОДЖА НАСРЕДДИН И ЕГО СОСЕДИ

(крымская быль)

Приобрел Насреддин дом в Крыму. Дом был хотя и маленький, но светлый и сухой. В саду росли яблоки, гру­ши, инжир, алыча, ки­зил. По улице соседями оказались армяне, гре­ки, караимы, крымча­ки, крымские татары, турки.

Никого из них не обидел Насреддин. Всех пригласил на новосе­лье. Чебуреки и шаш­лыки приготовил, вино выставил, души­стый чай заварил. Как будто всем оста­лись довольны гости. Но только почуял Ходжа Насреддин из их разговоров, что нет среди них мира и лада.

Да и на базаре заметил, что мусуль­мане избегают покупать что-либо у хрис­тиан, а те в свою очередь проходят мимо мусульманского продавца. Ходжа не час­то ходил на рынок, не такой он был бога­тый, чтобы без дела на базаре толкаться. Целыми днями он трудился на своём уча­стке, ибо хорошо помнил, что "на той зем­ле, где твой пролился пот, не только про­со, но и золото растёт".

Со всеми в мире жил Насреддин, и не зарастала травой к нему дорога его сосе­дей. Каждому старался помочь человеко­любивый Ходжа. И поэтому вскоре про­слыл в городке мудрым, задушевным, честным и трудолюбивым человеком.

Но собрались тёмные тучи над горо­дом. Вспыхнула на рынке драка между греком, продававшим изюм, и торговцем кишмиша турком. На помощь драчунам пришли единоверцы. Побоище с базара перешло на улицы городка. Зазвенели окна домов, заплакали и закричали дети и женщины. Обезумевшие люди избивали невин­ных. Уничтожали их скарб, на разных языках призывали одного и того же Бога.

Докатилась драка и до двора Насреддина. Перед входом в него он встал, держа в руках не палку и ружьё, а тяжё­лый, блестящий от по­стоянной работы кет­мень. Подняв это ору­жие земледельца над головой, закричал Ход­жа: "Люди! Соседи! Опомнитесь! Разве не ходите вы по одной земле? Разве не ды­шите одним воздухом? Разве не греет вас одно и то же солнце? Разве фрукты и ово­щи, выращенные мусульманами, имеют другой вкус, чем плоды христиан? Пере­станьте ссориться и драться! Вот перед входом в мой двор фонтан, омойте свои руки, войдите в дом, сядьте в тень под ореховым деревом,  попробуйте плодов моего сада".

Велик был авторитет Насреддина, опомнились и успокоились люди. Вошли в его двор. Расположились по обеим сто­ронам постеленного на траве ковра и воз­дали должное угощению хозяина, прело­мив "хлеб дружбы". Белобородые стари­ки – аксакалы решили забрать товар у зачинщиков ссоры, продавцов вяленого винограда, перемешать изюм с кишми­шем и ребятишкам раздать. И впредь ссор и драк не допускать, И всех людей, неза­висимо от веры и положения, уважать.

СОСНОВОЕ ДЕРЕВО И ЖАВОРОНОК

(крымскотатарское предание)

С приходом осени листья деревьев, по­желтев, опадать начинают. Птицы в теплые страны улетать собираются. Одно лишь со­сновое дерево не меняет густо-зеленый на­ряд. Оно и летом, и зимою зеленое стоит. Почему же так происходит?

Еще до нынешних времен случилось од­ной зиме очень рано прийти. Все птицы в теплые страны отправились. Мелкие пта­хи, взобравшись на большие спины журав­лей, с ними улетели.

Бурундуки, мыши, медведи, испугав­шись холодов, в норы попрятались. Другие же звери вместе наступление зимы встре­чают. Только жаворонок один посреди сте­пи остался. Одно его крылышко слабым оказалось. Затаился он в степной поросли, и в думу погрузился.

— Крыло у меня слабое. В зимнюю сту­жу пропасть можно. От такой беды придет­ся самому средство  искать, — говорит. — Пойду-ка я в лес, где-нибудь в дупле дерева спрятавшись, защищу себя от холо­да. Так подумал он и в сторону леса от­правился.

Придя к лесу, увидел он большое желу­девое дерево и говорит ему:

— Желудевое дерево, прошу тебя, пусти меня в свое дупло перезимовать.

— Ну-ка,  всю зиму мои  семена  есть будешь. Что же я тогда посею на землю? — сказало дерево и не приняло птаху.

Идет птаха вдоль лесной опушки. Смот­рит, на речном берегу, над шумно бегущим потоком, прильнув к воде своими ветвями, ивовое дерево стоит.

— Прекрасная ива, хотя бы ты приголубь меня, спаси меня от мороза, — говорит.

А ива ему;

— Целыми днями веду я с рекою  бесе­ды, поверяю ей свои секреты, не мешай мне, иди отсюда, — говорит.

Закручинившись, идет птаха в самую гу­щу леса. Тут перед ним сосновое дерево стало и говорит:

— Куда идешь, жаворонок? Скоро холо­да настанут, замерзнешь.

— Куда иду, не знаю  и сам, с друзьями не смог улететь. В лес пришел.

— Раз так, среди моих ветвей поживи. Как смогу, от морозов тебя защитить постараюсь, — говорит, наклоняя к земле свои ветви, и, собрав их в одном месте, для птахи укрытие делает. — Ты не бойся, я тебя всю зиму своими семенами кормить буду.

— Благодарю тебя,  милостивое дере­во, — говорит птаха.

Задули холодные ветры. От дыхания Де­да Мороза, перед тем, как осыпаться, по­желтели листья деревьев.

Дед Мороз:

— Кроме соснового дерева, все листья деревьев опадут, — говорит.

Вот с тех пор сосновое дерево зимой и летом стоит зеленое.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

(библейская легенда)

Людей на земле было много. Они жили, где кому понравится, одни в од­ном, другие в другом месте.

Вы, дети, разумеется, знаете, что одни люди говорят по-французски, дру­гие по-немецки. Мы говорим по-русски. В древнее время было совсем иначе. Тогда все люди говорили на одном языке.

Но с течением времени, когда стали возникать между потомками Ноя раз­ные несогласия, так что им нужно было разойтись на далекие расстояния друг от друга, племена Хамовы, более других опасавшиеся такого рассеяния, вздумали помешать ему. С явною гордостью они определили: «Построим город, а посредине города поставим большую, высокую башню». Эта башня (столп) должна быть высока, чтобы касалась небес и чтобы видна была от всех мест земли. Когда люди увидят потом эту высокую башню, то подумают: «Да, должно быть, это были очень умные и искусные люди, что построили такую башню. И мы тогда прославимся!» (Сделаем себе имя).

Прочие племена, кроме Евера, согла­сились на такую постройку. Стали де­лать и обжигать кирпич, привозить каменья, известь, и постройка началась. «Выше строить! Еще выше!» — постоян­но говорили люди. Построивши поря­дочную часть, они все-таки твердили:

«Как бы нам построить башню еще выше, чтобы нам больше было славы». Но это предприятие было неугодно Богу, который видел, что люди делают башню из одной гордости, вопреки его намерениям и притом взялись за деле несбыточное, и Он не позволил им продолжать постройку. Послушайте же, что сделал Бог. Однажды утром вышли каменщики и плотники на работу. И вдруг перестали понимать друг друга.

Маляр кричит: — Краска кончилась!

А у него получается: — Номорпэнт!

— Ничего не понимаю! — кричит ему снизу другой.

А получается: — Эенеком пренепа!

И по всему Вавилону раздаются сло­ва, понятные одним и непонятные дру­гим:

— Виндадоры!

— Маракири!

— Бобэоби!

Как же работать, когда не понимают люди друг друга! Стали люди ссориться, браниться, дошло дело и до драки; уви­дели они, что никакого толку не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку. Потом вскоре разбре­лись в разные стороны. Так Бог не бла­гословил этого дела и смешал язык людей за то, что они сделались очень горды и постройку начали из одной гордости, а не из нужды и не для пользы.

Долго стояла эта непостроенная баш­ня. Но мало-помалу она развалилась; а сам город, где она стояла, назван был Вавилоном, то есть смешением.

Бог, дети, не любит гордых. Гордым он противится, а к смиренным мило­стив.

ВАСИЛЁК

(славянская легенда)

В давние-давние времена жила-была на нашей земле добрая старая женщина. Од­на вырастила она на счастье себе и на радость людям единственного сына Васи­лия.

Красив, строен, высок и статен был юноша: золотые кудри спускались до са­мых плеч, глаза были синие-синие, как весеннее небушко, и рубаху носил он бе­лую, льняную, расшитую по вороту голу­быми цветочками.

Больше всего на свете любил Василий свою добрую, нежную матушку, вскормившую и воспитавшую его. А еще он любил родную землю и труд пахаря-хлебороба: любил весною пахать и сеять, поздним летом жать налитые солнцем колосья, а осенью свозить рожь на мельницу и ра­довать матушку полным ларем муки.

Однажды в жаркий день усталый юноша подошел к реке умыться, и увидела его русалка. Полюбила она могучего пахаря, да и он, увидев ее, красавицу, всю в белых лилиях, не мог уже от нее глаз отвести. Стала русалочка звать его к себе, в речку быструю, но не хотел Василий расставать­ся с родной землей и матушку не мог бросить на произвол судьбы. А русалочка не могла жить на земле: ведь у русалок нет ног – у них рыбьи хвосты.

Любили они друг друга и горевали, что не могут быть счастливы. Тогда в отчая­нии обиженная русалка превратила своего любимого в голубой цветок, растущий во ржаном поле, но по цвету напоминающий ее водную стихию.

А люди, сочувствуя его матери, стара­лись сохранить память о славном трудо­любивом молодце и назвали цветок его именем, только уменьшительным, как звала его матушка, — Васильком. И цве­тут синие васильки-волошки по всей зем­ле, где растет хлеб.

В праздники урожаев и русские, и укра­инцы, и белорусы плели венки из васильков и колосков. А перевитый васильками сноп красовался в переднем углу, являя собой символ урожая. В народных вышивках василек — один из любимых орнаментов.

Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright uCoz © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz