О СКАЛЕ ЯВЛЕНИЯ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
(крымская легенда)
Недалеко от мыса Фиолент высится в море небольшая скала. Ничем как будто не примечательна эта скала, но вот о чем рассказывает легенда.
Команда небольшого торгового судна таврических греков во время плавания по Черному морю вблизи обрывистых берегов мыса Фиолент была застигнута небывалой для этих мест бурей. Страшный шторм обрушился на маленькое суденышко мужественных греков. Свирепый шквалистый ветер порвал в клочья все паруса, поломал стройные мачты и сорвал надежный руль. Темные и тяжелые тучи спустились низко над бушующими волнами, закрыв весь горизонт. Гигантские разъяренные волны в неукротимой ярости обрушились на палубу и стали нести корабль на высокий невидимый скалистый берег. Видя неизбежную гибель, команда судна бросилась на колени с верою и молитвою. Они подняли руки к небу и стали горячо молиться, обращаясь к Святому Великомученику Георгию Победоносцу: «О Святой Георгий, наш покровитель, помоги нам, спаси нас от неминуемой гибели». Услышав сердечные вопли погибающих, Святой Георгий явился перед молящимися, весь в сиянии, из кромешной темноты на небольшой скале в море у берега. Он, воздев руки к небесам, обратился к самому Богу, и его призыв был услышан – буря тотчас же стихла. Избавленные от верной гибели, греки взобрались на эту скалу и там обрели икону Великомученика Святого Георгия. Они увидели невдалеке высокий скалистый берег и перебрались на него со скалы, взяв с собой икону. В благодарность за свое счастливое спасение они основали в ближайшей пещере на берегу напротив скалы, где явился Святой Георгий, пещерный храм и установили там приобретенную икону. Наиболее набожные греки поселились здесь же навсегда, образовав братию. Устроившись жить, они не забывали о своем верном спасителе, каждодневно молились Святому Георгию и неустанно трудились, возводя жилые постройки, хозяйственные помещения и ведя образцовое хозяйство.
ХОДЖА НАСРЕДДИН И ЕГО СОСЕДИ
(крымская быль)
Приобрел Насреддин дом в Крыму. Дом был хотя и маленький, но светлый и сухой. В саду росли яблоки, груши, инжир, алыча, кизил. По улице соседями оказались армяне, греки, караимы, крымчаки, крымские татары, турки.
Никого из них не обидел Насреддин. Всех пригласил на новоселье. Чебуреки и шашлыки приготовил, вино выставил, душистый чай заварил. Как будто всем остались довольны гости. Но только почуял Ходжа Насреддин из их разговоров, что нет среди них мира и лада.
Да и на базаре заметил, что мусульмане избегают покупать что-либо у христиан, а те в свою очередь проходят мимо мусульманского продавца. Ходжа не часто ходил на рынок, не такой он был богатый, чтобы без дела на базаре толкаться. Целыми днями он трудился на своём участке, ибо хорошо помнил, что "на той земле, где твой пролился пот, не только просо, но и золото растёт".
Со всеми в мире жил Насреддин, и не зарастала травой к нему дорога его соседей. Каждому старался помочь человеколюбивый Ходжа. И поэтому вскоре прослыл в городке мудрым, задушевным, честным и трудолюбивым человеком.
Но собрались тёмные тучи над городом. Вспыхнула на рынке драка между греком, продававшим изюм, и торговцем кишмиша турком. На помощь драчунам пришли единоверцы. Побоище с базара перешло на улицы городка. Зазвенели окна домов, заплакали и закричали дети и женщины. Обезумевшие люди избивали невинных. Уничтожали их скарб, на разных языках призывали одного и того же Бога.
Докатилась драка и до двора Насреддина. Перед входом в него он встал, держа в руках не палку и ружьё, а тяжёлый, блестящий от постоянной работы кетмень. Подняв это оружие земледельца над головой, закричал Ходжа: "Люди! Соседи! Опомнитесь! Разве не ходите вы по одной земле? Разве не дышите одним воздухом? Разве не греет вас одно и то же солнце? Разве фрукты и овощи, выращенные мусульманами, имеют другой вкус, чем плоды христиан? Перестаньте ссориться и драться! Вот перед входом в мой двор фонтан, омойте свои руки, войдите в дом, сядьте в тень под ореховым деревом, попробуйте плодов моего сада".
Велик был авторитет Насреддина, опомнились и успокоились люди. Вошли в его двор. Расположились по обеим сторонам постеленного на траве ковра и воздали должное угощению хозяина, преломив "хлеб дружбы". Белобородые старики – аксакалы решили забрать товар у зачинщиков ссоры, продавцов вяленого винограда, перемешать изюм с кишмишем и ребятишкам раздать. И впредь ссор и драк не допускать, И всех людей, независимо от веры и положения, уважать.
СОСНОВОЕ ДЕРЕВО И ЖАВОРОНОК
(крымскотатарское предание)
С приходом осени листья деревьев, пожелтев, опадать начинают. Птицы в теплые страны улетать собираются. Одно лишь сосновое дерево не меняет густо-зеленый наряд. Оно и летом, и зимою зеленое стоит. Почему же так происходит?
Еще до нынешних времен случилось одной зиме очень рано прийти. Все птицы в теплые страны отправились. Мелкие птахи, взобравшись на большие спины журавлей, с ними улетели.
Бурундуки, мыши, медведи, испугавшись холодов, в норы попрятались. Другие же звери вместе наступление зимы встречают. Только жаворонок один посреди степи остался. Одно его крылышко слабым оказалось. Затаился он в степной поросли, и в думу погрузился.
— Крыло у меня слабое. В зимнюю стужу пропасть можно. От такой беды придется самому средство искать, — говорит. — Пойду-ка я в лес, где-нибудь в дупле дерева спрятавшись, защищу себя от холода. Так подумал он и в сторону леса отправился.
Придя к лесу, увидел он большое желудевое дерево и говорит ему:
— Желудевое дерево, прошу тебя, пусти меня в свое дупло перезимовать.
— Ну-ка, всю зиму мои семена есть будешь. Что же я тогда посею на землю? — сказало дерево и не приняло птаху.
Идет птаха вдоль лесной опушки. Смотрит, на речном берегу, над шумно бегущим потоком, прильнув к воде своими ветвями, ивовое дерево стоит.
— Прекрасная ива, хотя бы ты приголубь меня, спаси меня от мороза, — говорит.
А ива ему;
— Целыми днями веду я с рекою беседы, поверяю ей свои секреты, не мешай мне, иди отсюда, — говорит.
Закручинившись, идет птаха в самую гущу леса. Тут перед ним сосновое дерево стало и говорит:
— Куда идешь, жаворонок? Скоро холода настанут, замерзнешь.
— Куда иду, не знаю и сам, с друзьями не смог улететь. В лес пришел.
— Раз так, среди моих ветвей поживи. Как смогу, от морозов тебя защитить постараюсь, — говорит, наклоняя к земле свои ветви, и, собрав их в одном месте, для птахи укрытие делает. — Ты не бойся, я тебя всю зиму своими семенами кормить буду.
— Благодарю тебя, милостивое дерево, — говорит птаха.
Задули холодные ветры. От дыхания Деда Мороза, перед тем, как осыпаться, пожелтели листья деревьев.
Дед Мороз:
— Кроме соснового дерева, все листья деревьев опадут, — говорит.
Вот с тех пор сосновое дерево зимой и летом стоит зеленое.
ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
(библейская легенда)
Людей на земле было много. Они жили, где кому понравится, одни в одном, другие в другом месте.
Вы, дети, разумеется, знаете, что одни люди говорят по-французски, другие по-немецки. Мы говорим по-русски. В древнее время было совсем иначе. Тогда все люди говорили на одном языке.
Но с течением времени, когда стали возникать между потомками Ноя разные несогласия, так что им нужно было разойтись на далекие расстояния друг от друга, племена Хамовы, более других опасавшиеся такого рассеяния, вздумали помешать ему. С явною гордостью они определили: «Построим город, а посредине города поставим большую, высокую башню». Эта башня (столп) должна быть высока, чтобы касалась небес и чтобы видна была от всех мест земли. Когда люди увидят потом эту высокую башню, то подумают: «Да, должно быть, это были очень умные и искусные люди, что построили такую башню. И мы тогда прославимся!» (Сделаем себе имя).
Прочие племена, кроме Евера, согласились на такую постройку. Стали делать и обжигать кирпич, привозить каменья, известь, и постройка началась. «Выше строить! Еще выше!» — постоянно говорили люди. Построивши порядочную часть, они все-таки твердили:
«Как бы нам построить башню еще выше, чтобы нам больше было славы». Но это предприятие было неугодно Богу, который видел, что люди делают башню из одной гордости, вопреки его намерениям и притом взялись за деле несбыточное, и Он не позволил им продолжать постройку. Послушайте же, что сделал Бог. Однажды утром вышли каменщики и плотники на работу. И вдруг перестали понимать друг друга.
Маляр кричит: — Краска кончилась!
А у него получается: — Номорпэнт!
— Ничего не понимаю! — кричит ему снизу другой.
А получается: — Эенеком пренепа!
И по всему Вавилону раздаются слова, понятные одним и непонятные другим:
— Виндадоры!
— Маракири!
— Бобэоби!
—
Как же работать, когда не понимают люди друг друга! Стали люди ссориться, браниться, дошло дело и до драки; увидели они, что никакого толку не будет, что им не окончить работы, и бросили свою постройку. Потом вскоре разбрелись в разные стороны. Так Бог не благословил этого дела и смешал язык людей за то, что они сделались очень горды и постройку начали из одной гордости, а не из нужды и не для пользы.
Долго стояла эта непостроенная башня. Но мало-помалу она развалилась; а сам город, где она стояла, назван был Вавилоном, то есть смешением.
Бог, дети, не любит гордых. Гордым он противится, а к смиренным милостив.
ВАСИЛЁК
(славянская легенда)
В давние-давние времена жила-была на нашей земле добрая старая женщина. Одна вырастила она на счастье себе и на радость людям единственного сына Василия.
Красив, строен, высок и статен был юноша: золотые кудри спускались до самых плеч, глаза были синие-синие, как весеннее небушко, и рубаху носил он белую, льняную, расшитую по вороту голубыми цветочками.
Больше всего на свете любил Василий свою добрую, нежную матушку, вскормившую и воспитавшую его. А еще он любил родную землю и труд пахаря-хлебороба: любил весною пахать и сеять, поздним летом жать налитые солнцем колосья, а осенью свозить рожь на мельницу и радовать матушку полным ларем муки.
Однажды в жаркий день усталый юноша подошел к реке умыться, и увидела его русалка. Полюбила она могучего пахаря, да и он, увидев ее, красавицу, всю в белых лилиях, не мог уже от нее глаз отвести. Стала русалочка звать его к себе, в речку быструю, но не хотел Василий расставаться с родной землей и матушку не мог бросить на произвол судьбы. А русалочка не могла жить на земле: ведь у русалок нет ног – у них рыбьи хвосты.
Любили они друг друга и горевали, что не могут быть счастливы. Тогда в отчаянии обиженная русалка превратила своего любимого в голубой цветок, растущий во ржаном поле, но по цвету напоминающий ее водную стихию.
А люди, сочувствуя его матери, старались сохранить память о славном трудолюбивом молодце и назвали цветок его именем, только уменьшительным, как звала его матушка, — Васильком. И цветут синие васильки-волошки по всей земле, где растет хлеб.
В праздники урожаев и русские, и украинцы, и белорусы плели венки из васильков и колосков. А перевитый васильками сноп красовался в переднем углу, являя собой символ урожая. В народных вышивках василек — один из любимых орнаментов.