Лечебно-оздоровительная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Приглашаю на мой личный блог http://www.maam.ru/users/vfkbyjdcrjuj
Актуальность проблемы. На протяжении последних нескольких лет стал, заметен неуклонный рост числа детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Следует помнить, что лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. В дошкольных учреждениях созданы все условия для систематического, начиная с первых лет жизни, профилактического влияния на организм ребёнка.
Мы работаем в детском саду №35 "Золотой ключик" в специализированной группе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
В нашей группе семнадцать детей. Дети имеют различные нарушения опорно-двигательного аппарата: плосковальгусное нарушение стоп, деформация грудной клетки, деформация коленных суставов, дисплазию (вывих) тазобедерных суставов, кифотическая осанка. Некоторые дети имеют инвалидность. Приходя в наш детский сад, родители надеются, что их ребёнок получит дополнительную помощь, которую они не могут оказать сами.
В то время, когда дети приходят в нашу группу, мы тщательно изучаем их диагнозы и вступаем в тесный контакт с родителями. Это помогает нам учитывать все особенности заболевания каждого ребёнка. Мы считаем, что это очень важно для достижения максимального результата. Работа начинается комплексно.
Все дети нашей группы получают лечение в поликлинике: электрофорез, парафин. В детском саду этим детям уделяется много внимания: медицинская сёстра, медсестра-массажист, инструктор по физическому развитию, инструктор по лечебной физкультуре, и мы, воспитатели, учитываем индивидуальные особенности каждого ребёнка. Составляется план мероприятий, которые проводятся всеми специалистами.
Инструктор по лечебной физкультуре разрабатывает специальные комплексы лечебной гимнастики, которые меняются один раз в две недели и учитывают индивидуальные особенности каждого ребёнка. Массаж делается также с учётом заболевания детей. Инструктор изучает медицинскую карту и рекомендации лечащего врача.
Лечебная физкультура даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные и временные отклонения в состоянии здоровья.
Важное значение уделяется дозированию физической нагрузки, которая должна быть адекватна состоянию здоровья ребёнка и его психомоторному развитию. Основными критериями дозировки при проведении лечебной гимнастики являются исходные положения при выполнении упражнений, количество повторений каждого упражнения и методы их выполнения (повторный, интервальный), продолжительность занятия и моторная плотность нагрузки на протяжении занятия.
Лечебная физкультура для детей – это подбор специальных упражнений, их целенаправленное чередование и повторение, зависящее от стадии и формы заболевания, физической подготовленности и возраста ребёнка, функционального состояния сердечно – сосудистой и дыхательной систем. Лечебная гимнастика проводится в виде индивидуальных, самостоятельных и групповых занятий.
На занятиях по физическому развитию мы тоже всегда учитываем диагнозы всех детей. Одним нельзя прыгать в длину, высоту, нельзя бегать, то в это время они выполняют другие упражнения, например, «Ходьба по канату с мешочком на голове» или метание предметов в даль. Дети, которым нельзя метать предметы, выполняют прыжки или лазание по гимнастической стенке. На занятиях по физическому развитию мы разделяем детей на подгруппы по диагнозам. Мы работаем в тесном контакте с инструктором по физическому развитию и инструктором по лечебной физкультуре.
Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки.
На занятии применяются элементы массажа и самомассажа для усиления действия физических упражнений.
Медицинская сёстра следит за тем, чтобы дети получали максимум нагрузок в период пребывания детей в детском саду в соответствии с диагнозом.
В группе мы ведём индивидуальную работу в свободное время от занятий, на прогулке; после сна проводятся закаливающие мероприятия, которые укрепляют организм ребёнка.
Для этого у нас в физкультурном центре имеется различный спортивный инвентарь: комплекты массажёров для всех групп мышц, разные виды дорожек (верёвочные и ребристые), тяжёлые мешочки с песком на ноги для устойчивости стопы, мячики, скакалки, спортивные палки, шведские стенки. Каждому ребёнку уделяется время для достижения поставленной цели.
Проведение всех этих мероприятий позволяет своевременно и эффективно устранять причины заболевания ребёнка на ранних этапах формирования свода стопы и нарушений осанки. Именно своевременность использования физических нагрузок с лечебной целью является наиболее значимым фактором коррекционной работы в детском саду. Физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребёнка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
В физической реабилитации дошкольников необходимо учитывать характер патологического процесса, протекающего в организме, а также степень и длительность снижения двигательной активности.
Совокупность разнообразных форм физического воспитания в дошкольных учреждениях создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. В конце каждого учебного года проводится медицинский осмотр детей, отмечаются все изменения, произошедшие за год. Обычно одного или двух детей, не нуждающихся в профилактике заболевания, переводят в обычные группы, так как врач-ортопед снимает диагноз. У некоторых детей отмечаются улучшения в здоровье. Это очень радует, так как все мы были заинтересованы в этом изначально, с этими детьми была проведена большая работа.
Необходимо усовершенствовать процесс физического воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в детском саду, который будет направлен, с одной стороны, на коррекцию нарушений и укрепление здоровья, с другой – на их разностороннее развитие. И если занятия проходят в дружеской, доброжелательной атмосфере, то эффективность коррекционно-развивающей работы повышается.
«Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, воспитывая щедрые, честные, высоконравственные личности. Игра – особая, суверенная сфера жизни ребенка, которая компенсирует ему все ограничения, становясь педагогическим полигоном к взрослой жизни и универсальным средством развития, обеспечивающим нравственное и физическое здоровье, разносторонность воспитания ребенка»
С.А. Шмаков.
Подвижная игра «Ходим в шляпах»
Цель: закрепить знания детей о способах профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Задачи:
-укреплять мышечный корсет и позвоночник, развивать равновесие, ловкость, координацию движений;
-освоить упражнения, способствующие формированию правильной осанки.
Оборудование: «шляпа» для каждого игрока - мешочек с песком массой 200-300 гр., гимнастическая скамейка, различные предметы (кегли, кубики, игрушки).
Ход игры: играющие стоят. Детям кладут на голову легкий груз – «шляпку». Проверив осанку детей (голова прямо, плечи на одном уровне, параллельны полу, руки спокойно опущены вдоль туловища). Ведущий дает сигнал к ходьбе. Дети должны ходить обычным шагом по комнате или площадке, сохраняя правильную осанку. Выигрывает тот, у кого «шляпка» ни разу не упала, и при этом держал спину прямо.
Варианты игры:
1. Детям предлагается не ходить, а пританцовывать.
2. Пройти по извилистой линии, начерченной на полу мелом.
3. Пройти по гимнастической скамейке или переступать через разные предметы на полу или площадке (кегли, кубики, игрушки).
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА