Постоянно сравнивая себя с другими людьми, мы формируем мнение о себе, своих возможностях, способностях. Родителям нельзя забывать, что процесс формирования самооценки начинается в раннем возрасте. Как часто можно услышать слова: "Посмотри, как сделал Петя, а у тебя что опять получилось?" "Уже такой большой, а завязывать шнурки так и не научился!" Из оценок родителей складывается мнение ребенка о себе - сопутствует ли ему удача, принимают ли его таким, какой он есть. В дошкольном возрасте определяется. будет ли ребенок победителем или неудачником. Проверить, какая самооценка у вашего ребенка можно с помощью теста. Надо нарисовать на листе бумаги небольшую лестницу из 10 ступенек. Показать ее ребенку и объяснить, что на нижних ступенях стоят дети злые, завистливые и т.п., на второй чуть получше, и т.д. , а на самом верху - самые добрые, умные и т.п. Попросите ребенка нарисовать себя на какой-либо из ступенек. - Если ребенок нарисовал себя на 1-3 ступени, то у него заниженная самооценка. Ему присущи, как правило, следующие качества: обидчивость, ранимость, мнительность. Они не участвуют в играх, потому что боятся показать себя хуже других. Иногда, наоборот , стараются всегда и везде быть первыми и принимают все близко к сердцу, если это не удается. - 4-7 - адекватная.Ребенок общительный, охотно участвует в играх, не обижаясь в случае проигрыша и не дразнит, в случае выигрыша. Активный, бодрый, веселый. - 8-9 - самооценка завышена. Часто можно услышать от ребенка: "Я самый сильный (красивый и т.п.)" . Он считает, что его должны все слушать и часто ведет себя агрессивно в отношении детей, которые могут также стать лидерами в группе. Чтобы у ребенка сложилась адекватная самооценка, не сравнивайте его с другими, только с собой: каким он был вчера, будет завтра. Не перехваливайте ребенка, поощрайте,когда он заслужил. Соизмеряйте похвалу и наказание с поступками ребенка. Поощряйте инициативу. Но показывайте, что другие могут быть в чем-то лучше его. Поощряйте других в присутствии ребенка. подчеркивая, что и он может достичь этого. Не оберегайте своего ребенка от повседневных дел, но и не перегружайте. Задания должны быть посильными. И обязательно на личном примере показывайте свое адекватное отношение к успехам и неудачам. Можете вслух оценивать свои возможности и результаты. Что же делать, если у вашего ребенка проблемы с самооценкой? Надо вести непрерывную работу, контролировать каждое обращение к нему, оценки его поведения. Приведенные ниже игры, в которые можно играть вам с ребенком или группой детей, помогут сформировать положительное отношение ребенка к себе, лучше себя осознать. ВНОВЬ ВСТРЕЧАЕМСЯ НА ИГРОВОЙ ПЛОЩАДКЕ - ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ |